Комедия строгого режима. Россия, 1992. Режиссеры и сценаристы: Владимир Студенников, Михаил Григорьев (по произведениям Сергея Довлатова). Актеры: Виктор Сухоруков, Иван Криворучко, Надежда Жарикова, Юрий Вьюшин, Станислав Концевич и др. 1 млн. зрителей.
В прежние годы практически невозможно было представить, чтобы на наших экранах появилась комедия о... жизни и деятельности Ленина. Эта фигура и во времена так называемой «перестройки» оставалась «священной коровой» официальной идеологии и культурной политики. Владимир Студенников и Михаил Григорьев рискнули разрушить стереотипное представление о том, какой должна быть отечественная комедия, нарушить негласное табу.
Некоторые из нас, конечно же, помнят незабываемые дни 1970 года, когда вся великая Страна Советов готовилась торжественно отметить столетие со дня рождения вождя мирового пролетариата. Пресса, радио и ТВ бесконечным потоком обрушивали на головы мирного населения «блокбастеры» юбилейной информации. От Москвы до самых до окраин поднималась мощная волна праздничных торжеств.
К ней, на свою беду, подключились и герои фильма — руководители колонии строгого режима, вознамерившиеся поразить начальство постановкой пьесы самодеятельного театра «Свет Октября». Уголовники в ролях вождей первого в мире государства рабочих и крестьян. Казалось бы, что может быть нелепей!
Ан нет! Чем больше вчерашние воры, бандиты и убийцы входят в свои сценические роли, тем ярче проступает очевидное сходство и попадание в «яблочко».
Сидя в зрительном зале, понимаешь, что, несмотря на очевидные различия (в уровне образования, к примеру), «актеры» и их «прототипы» — люди одних нравственных качеств. Для них жизнь человека ровным счетом ничего не стоит («Нет человека — нет и проблемы»), цель оправдывает любые средства и т.п.
Однако при всей серьезности материала картина В. Студенникова и М. Григорьева — настоящая комедия. С великолепными сатирическими зарисовками быта колонии, с превосходным пониманием стихии смешного. Чего стоит один гигантский лозунг, вывешенный на самом видном месте: «Ленин и теперь живее всех живых» (В.И. Ленин)!
Роль вождя достается в постановке самому «зачуханному», угнетаемому зэку, который день за днем входит в роль, вооружаясь убойными ленинскими цитатами, почерпнутыми из собрания сочинений вождя мирового пролетариата и фильмов Михаила Ромма. Вскоре он становится настоящим лидером, способным повести за собой массы куда угодно, хоть на побег из охваченной юбилеем колонии.
Кажется, не осталось ни одного клише «киноленинианы», которое не подверглось бы в «Комедии строгого режима» ироническому переосмыслению. В фильме бьет фонтан остроумных гэгов и реплик. Действие развивается динамично, без длиннот и смакования найденных трюков.
Да, это смех, за которым стоит кровавая и страшная история диктатуры пролетариата и гражданской войны, массового террора и насилия. Но ведь сказано было в священном писании марксизма: человечество расстается со своим прошлым, смеясь...
Александр Федоров, киновед
Конец операции «Резидент». СССР, 1986. Режиссер Вениамин Дорман. Сценаристы: Владимир Востоков, Олег Шмелёв. Актеры: Георгий Жжёнов, Пётр Вельяминов, Николай Прокопович, Евгений Герасимов, Леонид Броневой, Ирина Азер, Евгений Киндинов, Александр Граве, Ирина Розанова, Юлия Жжёнова, Борис Химичев, Леонид Ярмольник, Хейно Мандри, Николай Засухин, Андрей Харитонов, Татьяна Окуневская, Николай Бриллинг, Нина Меньшикова, Раиса Рязанова, Вадим Андреев, Леонардас Зельчюс, Борис Иванов, Алексей Миронов, Вацлав Дворжецкий, Виктор Незнанов, Борис Клюев и др. 12,3 млн. зрителей за первый год демонстрации.
У многих режиссеров есть такая традиция: прежде, чем приступить к съемкам фильма, пересматривать ленты этого жанра. Однажды мне довелось быть в зале, где один из авторов-детективщиков — Вениамин Дорман — знакомился со знаменитыми произведениями приключенческого жанра, снятыми на Западе. Время от времени он останавливал демонстрацию очередного фильма репликой: «Этим трюкам место в детском саду! Я еще десять лет назад снимал лучше!».
Прошло года полтора, и на экран вышел детектив этого режиссера под названием «Конец операции «Резидент». Окончание давнего дормановского сериала об эмигранте Тульеве, сменившем службу на американскую разведку на службу «на благо Страны Советов»...
Первые из этих серий («Ошибка резидента», «Судьба резизента»), несмотря на идеологические клише «холодной войны», были встречены зрителями с энтузиазмом. Но с каждым годом образ главного героя обрастал штампами, становился похожим на иных действующих лиц с чисто функциональными задачами. В «Конце операции «Резидент» ощутима полная исчерпанность интриги и характера. Слишком долгая «стрижка купонов» не всегда приводит к успеху...
Александр Федоров, киновед