Фильму Irréversible Гаспара Ноэ 20 лет. Переплетая хаос и трагедию, играя с конструкцией времени, фильм Ноэ представляет собой дезориентирующий трип на основе событий травмирующей ночи в Париже, когда молодая женщина была жестоко изнасилована в подземном переходе, а сам фильм разворачивается в обратном хронологическом порядке. Действительно раздвигая границы вкуса, в то время как в фильме показано несколько откровенных сцен насилия, именно печально известная девятиминутная снятая одним планом сцена изнасилования женщины вызвал больше всего споров.
Впервые я услышала о фильме из разговора двух женщин. Они обсуждали его не с точки зрения искусства кино, а с точки зрения сплетни, что кто-то где-то услышал. Главной целью было уложить меня на лопатки провокационной информацией. Меня хотели убедить, что я ничего не видела, раз не видела Irréversible. Но это такое кино, от которого тошнит, люди из зала уходили.
Моей ошибкой тогда было, как и относительно многих других вещей и аспектов моей жизни, поверить, что фильм плохой, раз люди так реагируют. Я запрограммировала себя на отрицательную реакцию и считала своим долгом выключить фильм через пятнадцать минут, потому что кто-то так сделал. Тогда я считала, что встану в ряд с правильными людьми.
Смешно, потому что их диалог и упрёк в моей необразованности я восприняла как фоновый инфразвуковой звук с низкой частотой 27Гц, который вызывает тошноту и головокружение. По этой причине люди уходили с показа во время первой части фильма.
Позже, наломав кучу дров и наделав массу ошибок по жизни, я потихоньку начала включать свои мозги, принимать решения и решать самостоятельно, что интересно, а что – нет. Искусство позволяет интерпретировать себя через глаза смотрящего, оно не связывает руки. Я наконец пересмотрела “Необратимость” (и ещё несколько фильмов мэтра Ноэ), после чего пришла к выводу – у него есть свой почерк. Он снимает так жирно, что его эпизоды не могут оставить равнодушными. Причём он швыряет идею резко, наотмашь в зрителя. Одуматься, что вы только что увидели, будет возможность потом. За этой резкостью всё же кроется обычная мысль о любви и людях, которые стараются быть вместе, думают о вечном, насущном, ищут справедливости. Тема времени, кстати, в “Необратимости” является ключевой.
Понятие времени Гаспар Ноэ развивает не через открытую демонстрацию циферблата в кадре, а делает это “высоко”, художественно. Он вводит тему круга, закольцованности. Титры он пускает в самом начале фильма – это дань классике, старому Голливуду, когда правилом было делать именно так. Более того, для Ноэ прибегнуть к такому приёму, значит войти в историю, стать её частью.
В начале и конце фильма используется одна и та же фраза: Le temps détruit tout/"Время разрушает всё", этим он связывает историю, и тем самым её можно начать заново с этого же места.
Оператор использует приём vertigo. Это круговые движения камеры, они создают ощущение тревожности и дискомфорта у зрителя. И это в дополнение к низким частотам. Камера здесь вездесуща, она живая и дрожащая. Она следует за действующими лицами, как вуайерист. Это делает происходящее ещё более ужасным и одновременно создаёт у зрителя ощущение присутствия на месте действия, делая подглядывающим не оператора, а именно зрителя. В сцене изнасилования со статичной камерой из тоннеля убегает случайный прохожий, он пугается того, что видит. Это отсылка к зрителю, который наблюдает, но ничего не может сделать в помощь.
Ещё время метафорически выражается через повторения одних и тех же реплик. Это присутствует во всех диалогах на протяжении всего фильма. Между Пьером, Алекс и Маркусом, между геями и Маркусом в ночном клубе Rectum, между Алекс и Маркусом. Лейтмотивом всех фраз является “опять”, “ты опять”.
Если же вкапываться ещё глубже в сюжет, то можно развить мысль, что всё происходящее на экране – сновидение Алекс. В финале фильма она просыпается и читает книгу на лужайке, а вокруг бегают дети. Более того, в фильме есть момент, как она рассказывает, что ей приснился сон, как тоннель разламывается. Потому можно предположить, что она пошла по ветке, где насильник её не встретил или случайный прохожий, который испугался и убежал, вдруг помешал бы свершению преступления.
Отыграть назад: Irréversible – Inversion Intégrale (2020)
В 2020 году Гаспар Ноэ представил перемонтированную версию своего фильма. Сделав его обычным в плане построения. Титры встали в конец, исчезло 9 минут хронометража, стали очевидными завязка-развитие-финал.
Презентабельная пара Алекс и Маркус живут вместе. Они относятся к классу буржуазии, у них есть возможность гулять, посещать вечеринки, любить друг друга, нюхать кокаин и пить шампанское.
В этой версии отчётливее видна попытка Ноэ создать историю отношений пары, как он и задумывал изначально. Зрителю показывают быт влюблённой пары – их внутренний, запретный для третьего, мир. Если только это не дитя в утробе матери, как плод их любви.
В начале фильма они выглядят беспомощно. Во-первых, потому что голые. Во-вторых, Алекс держит палец у губ, как ребёнок, Маркус отлежал руку, он её не чувствует. Алекс рассказывает сон, который звучит как зловещий звук из-за стены. Они оба только открыли глаза, и не знают, чем завершится новый день.
Они голыми выглядят совершенно естественно, как Адам и Ева, и даже одежда в их отношениях лишняя. В начале фильма этой версии расстанавливаются роли в паре – Алекс показывает своё преимущество, она заявляет, что женщина всегда всё решает. Когда она предполагает, что забеременела, Маркус сдаётся в её власть – да пожалуйста!
В изначальном монтаже это уже не так ярко считывается, в той версии сцена в тоннеле затмевает всё происходящее в спальне. И её своеволие выглядит как во сне – всё равно это нереально.
Сделай изначально Ноэ монтаж классическим, фильм был бы историей буржуазной пары, которую наказывает особенно идейный тип. Тип, который встречает в тоннеле Алекс, насилует её. И при этом с ненавистью осуждает буржуазию, он её унижает не просто словами, но и действиями. Извергает на неё весь свой гнев. В нём кипит ужасное намерение испортить что-то прекрасное, - на экране это воплощается через Алекс (в исполнении Моники Белуччи) – и эта мысль уже была озвучена Чаком Палаником в “Бойцовском клубе”. Выросший протест на злости от успехов и красоты других людей из другого класса.
Неизменным остаётся одно – леденящий ужас от центральной сцены фильма. Он леденит и сковывает невзирая на то, видишь ты Алекс на лужайке в начале или в конце фильма. И содержание книги встаёт в общий ряд произошедшего одинаково обескураживающе, знаешь ты исход или потом до него добираешься.
Интересные факты о фильме Irréversible
- Сценарий уместился на трёх страницах, а все диалоги – это импровизация.
- Идея обратной последовательности сцен взята из фильма Кристофера Нолана Memento (2000).
- Любопытно то, что Гаспар Ноэ хотел исследовать длительные отношения в своём новом фильме. Для большей убедительности было бы круто пригласить в кадр реальную пару, настоящих мужа и жену. Венсан Кассель и Моника Беллуччи идеально подошли. Обсуждение идеи для фильма режиссёром и актёрами привело к тому, что сюжет сменил направление с просто отношений на радикальную ситуацию, экстремальную. Но её и решили развить на экране. И самое интересное то, что первоначальный замысел Ноэ не рассеялся в воздухе – режиссёр в 2015 году представил публике L O V E.
- На двери ванной Маркуса висит плакат с изображением обложки комикса Marvel "Капитан Марвел №1" и слоганом " Out of the Holocaust, a Hero".
- Моника Беллуччи и Джо Престиа сделали 6 дублей этой сцены за две ночи, по три раза в день. Они делали перерывы от 2 до 2,5 часов между каждым дублем. Сам же Гаспар Ноэ изначально не имел конкретной продолжительности сцены в уме.
- Сцена изнасилования снималась из положения лёжа, а камеру зафиксировали неподвижно. Так сделано потому, что при тестировании камеры с передвигающимся оператором, как и в других эпизодах, возникает ощущение участия в изнасиловании.
- Первые тридцать минут фильма с фоновым звуком с низкой частотой 27 Гц, который является инфразвуковым (это звучит как грохот или вибрация). Полиция использует эти шумы для пресечения беспорядков. По словам самого Гаспара Ноэ, это можно было услышать только в кинотеатрах, а не в наушниках или обычных домашних кинотеатрах. У людей этот шум вызывает тошноту и головокружение. Это была одна из причин, по которой люди уходили с показов во время первой части фильма. Звук добавлен Томасом Бангалтером из электронной музыкальной группы Daft Punk, чтобы вызвать такую реакцию.
- "Rectum" на самом деле является настоящим S&M гей-клубом (садо-мазо) в Париже, который называется Club Banque и расположен в здании бывшего банка. Съёмочная группа сменила название, переделала декорации и добавила красное освещение. Клуб располагался в подвалах трёх отдельных зданий, и он был настолько похож на пещеру и сбивал с толку, что многие члены команды испытывали в нём клаустрофобию.
***
В одном критики, безусловно, могут согласиться, так это в том, что "Irréversible" – это провокационный фильм в его самом откровенном виде, исследующий природу насилия и сексуальных посягательств с детализацией, что он целенаправленно требует реакции. Будет ли эта реакция заключаться в том, чтобы просто закрыть голову руками или встать и выйти из кинотеатра, отчасти является самой интересной частью самого фильма, в котором Ноэ так любопытно исследует природу отношений человечества с насилием.
Что касается Гаспара Ноэ, то если освистывание и массовые забастовки стали результатом того, что он раздвинул границы искусства и хорошего вкуса, то пусть они продлятся долго. Пребывание в безопасности кинематографических условностей никогда не было и никогда не будет его предпочтительным художественным стилем, поскольку это его прерогатива – заставлять зрителя чувствовать себя некомфортно, потому что только тогда можно усомниться в его морали.