Элейн, белая леди острова Шалота, изображенная Джоном Уильямом Уотерхаусом, заперта в башне, где она может видеть мир только через зеркало и воссоздавать жизнь посредством ткачества гобелена.
"Леди Шалот" - лирическая баллада, написанная английским поэтом Альфредом Теннисоном. Это стихотворение основано на легенде Артура об Элейн из Астолата, изложенной в итальянском романе 13-го века под названием "Донна ди Скалотт".
Загадочный символизм Теннисона и яркий средневековый романтизм вдохновили многих художников, особенно прерафаэлитов, среди которых Джон Уильям Уотерхаус.
Уотерхаус воспринял стиль и тематику братства прерафаэлитов. Многие из его работ были вдохновлены древнегреческой мифологией и легендами об Артуре.
"Леди Шалотт" - одна из самых известных картин Уотерхауза, написанная в 1888 году. Вы можете найти эту картину в британской галерее Тейт, Лондон.
Элейн, которой запрещено смотреть на мир снаружи из-за проклятия, видит в своем зеркале сэра Ланселота, проезжающего мимо на своем коне. Элейн сравнивается с островом, представленным как часть пейзажа, буквально и символически погруженным в него, запертым в башне.
Когда Ланселот появляется, кончина Элейн начинается с ее первого взгляда на него; ее смерть - это реакция на Ланселота и все, что он представляет. Ее реакция заставляет ее открыть для себя мир природы за окном и за ее зеркалом. Зеркало раскалывается из стороны в сторону, сигнализируя о неизбежной гибели Элейн. Узнав свое собственное "проклятие", она кричит, нарушая свое предыдущее молчание. Ее тело находят жители Камелота, в том числе Ланселот, который восхваляет ее душу.
На заднем плане картины мы видим, как свет становится ярче, потому что это единственное место, где она может обрести надежду, несмотря на свое проклятие и неизбежный конец. Свет темнее и тусклее в левой части, потому что она знает о последствиях снятия проклятия.
Свечи представляют ее жизнь: две из них уже задуты, но третья все еще горит: она в последнем проходе своей жизни. Ее белое платье символизирует чистоту, невинность и любовь. Выражение ее лица подчеркивает два возможных чувства: меланхолию и принятие смерти.
Элейн - представительница традиционной женственности 19-го века, характеризующейся ее пассивностью и замкнутостью. Она ‘проклята’ своим сексуальным желанием, как была проклята Ева за ‘искушение’ Адама. Мы можем оценить картины Уотерхауса, где он изображает желание женщин освободиться от цепей века.