Прогресс в разных сферах очень сильно отличается в одной от другой. Ярчайшие примеры - электроника, атомная промышленность, освоение космоса. Легко видеть движение вперед в автомобилестроении, в самолетостроении и массе других сфер. Есть области, где реальное (не то, которое декларируется) движение малозаметно, например, педагогика (так мне видится). И есть такие, в которых и сказать-то сложно, есть прогресс или нет. Например, искусство. Лучше ли пишут современные писатели, чем Л.Толстой и пр. великие? Аналогичное можно спросить про художников, композиторов и т.д.
А вот в области взаимоотношений людей "по вертикали" прогресс есть или нет? Всплывают в памяти примеры...
Армия, 1972 год, служил в нашей роте сержант. По природе своей быть командиром ему противопоказано - не внушал он к себе уважения, такая уж у него была психика, однако судьба занесла на командирский пост - и стал он на нем "командира из себя показывать", но чем больше, тем хуже у него получалось. То солдатики в его сапоги помочатся, то пригвоздят их к полу, то... измывались по-разному, тяжело ему было... терпел он, терпели его командиры, но в конце концов куда-то отправили из нашей части. На его место прибыл новый, вроде как совсем зеленый - и первыми же действиями, голосом, фигурой, своей полной уверенностью, что есть у него право быть командиром, внушил уважение и подчиняться ему стали... я бы сказал - с некоторым даже удовольствием, причем прежде всего те, которые издевались над предшественником, а если кто пытался показать свой норов, то новый находил такие слова и говорил их так ярко-убедительно, что подчиниться пришлось и этим. Тогда пришел мне в голову вывод, который до меня делали многие-многие: не пост делает человека командиром, а человек делает этот пост командирским. И прогресса в этом отношении со времен обезьян нет никакого?
Маленький эпизод: едем мы с родственником, на дороге стоит директор совхоза, и во всей его фигуре, лице такая властность! Мне, подростку, показалось, что надо остановиться, выйти, вытянуться в струнку и чего-то отрапортовать. Родственник мой, тоже начальник, но напрямую директору не подчиненный, остановил машину, вышел, и видно было по его несколько суетным движениям, что он признает директора начальником над собой, и это как-то кольнуло меня.
Другой микроэпизодик: лекция, я - студент, открывается дверь, входит и останавливается ректор, смотрит на лектора молча таким орлиным взором, в лице такая требовательность, что всем становится ясно - плохи у всех у нас дела... Лектор, профессор в годах, как-то ... не так, как надо авторитетному человеку, устремляется к ректору, подходит со спиной подчиненного, получает какие-то (нам не слышно) указания, ректор удаляется...
Смотрю время от времени картинку: к стайке собак подбегает пес и видно сразу - главарь, вожак, одна-две собачонки к нему ластятся, другие всем видом своим показывают, что они - подчиненные.
Эта аналогия не унижает человеческое достоинство, а просто показывает, что мы - стадные животные и некоторые черты поведения характерны как для нас, так и для других видов. Но вопрос есть: хорошо это или плохо? Достойно человека или нет? Надо бороться с такими закономерностями поведения или не надо?
Школа, седовласый директор, высокий, вид очень солидный, таким я его и воспринимал, когда был учителем и видел его на каком-нибудь мероприятии. Потом я стал методистом РОНО и как-то послали меня в его школу. Приезжаю, встречает он меня - и сильно удивляет: какие-то флюиды излучает такие, что не я, молодой, только-только начавший работать в РОНО, смотрю на него, опытнейшего, возрастного директора снизу вверх, а как раз наоборот... С чего так? Зачем? Неужто я чисто биологически так воздействую? Нет, свойства у меня такого нет! Значит, должность моя так "флюидоцирует"... Но ведь я не начальник ему, просто приехал посмотреть то-то, проверить то-то, создай условия, чтобы я это выполнил - и всего-то!
Но это еще что! - как часто говорят. Когда однажды мы комиссией приехали в другую школу, то директор пал ниц, ударился лбом об пол в подобострастии, потом так сел, скрючившись, на стул, что было ясно: сумел зацепиться копчиком за краешек и как-то им держится. Всего этого, конечно, не было физически, но именно так было в моем психовосприятии. "Что ж вас так крючит-то?" - думалось мне, однако опытные работницы РОНО, судя по всему, видели всё это как обычность.
В другой раз собирались мы объехать школы района, чтобы оценить то-сё, разное. Я предложил определиться с критериями, с баллами и строго объективно-доказательно провести оценку. Одна из инспекторов мне сказала, что ничего этого не надо, они знают, как надо и без этого, другие ее поддержали, так что поехали мы оценивать по интуиции. Заходим в класс в одной из школ - и та же инспектор с порога давай нахваливать: и то отлично, и это... Смотрю: плакатик кривовато висит, на другом буковка размазана, одно окно, похоже, давно не мыто, ладно, думаю, мелочь... Приезжаем в другую школу, заходим в примерно такой же кабинет - и давай та же инспекторша громить: "Плакат криво висит! Написать без мазни никак нельзя было! Окна не мыты сто лет!" - камня на камне не оставила... В чем дело? Потом мне рассказали, что с директором второй школы инспекторша конфликтанула, что-то велела, он ей сказал, что она выходит за рамки ее полномочий - "получи ответку!", причем не ему прилетело, а учительнице, которая о подноготной ни сном, ни духом.
Еще картинка: приехал к нам в РОНО проверяющий из области, как только зашел, встал посреди кабинета, все женщины РОНО, инспектора, методисты, сбежались, окружили его, нарадоваться не могут, что вот, наконец-то, дождались, лица излучают счастье! Он начинает поднимать указательный палец вверх: "Вижу, вы понимаете..." - пауза, в которую палец медленно движется мимо живота говорящего - ", что к вам приехал!" - палец миновал уровень его скулы - "инспектор управления образования области!" - палец ввысь мимо его носа, лба, кажется, он хочет проткнуть потолок и устремиться к самому Солнцу, но замирает кончиком вытянутой руки, лица дам все к нему, к этому персту указующему на значимость объекта, от которого он вытянулся. "Эх,"- думаю, стоя в сторонке,- "художника бы, чтобы запечатлел эту картинку! Интересно, это подобострастие от биологии, психологии, социологии?" - вчувствовываюсь в себя - так бы и присоединился ко всем, что-то внутрях туда то ли манит, то ли толкает, но другая часть меня меня не пускает...
Позже молодой директор побывал на своем первом совещании в областном министерстве образования, приехал оттуда злой - его напугал зам. министра: "Инспектор еще только подумал поехать в ту или иную школу, а она уже должна дрожать!" - процитировал он и спросил: "Почему школа должна дрожать? Зачем?" "Чтобы на пальчик инспектора молились! Это ж так приятно! Ты биопсихологически можешь не быть командиром, вожаком совершенно, а тебе поклоняются!"
Прогресс или нет, современно или нет, когда система управления нацелена прежде всего, самое главное - на управляемость как таковую, на удовлетворение психобиологических потребностей управленцев? Подлинные результаты управления где-то реально несколько в тени, хотя говорят о них усердно. Иначе зачем создаются противоречащие друг другу и законы, и правила, и конкретные распоряжения? По глупости? Как говорил тот же директор: "Тебя, учителя, уволить - хлопот масса, а меня - по щелчку! Если выполнишь одно, то не выполнишь другое... на третье денег не дают, на четвертое - ресурсов нет... Не даром нам на одном совещании большой российский начальник сказал: если школа выполняет все приказы, инструкции и пр. на 75% - это очень хорошая школа. Но ведь оценить можно так, а можно - 25% не выполнено - директора уволить..."
А взять вышестоящие распоряжения, являющиеся совершенно незаконными? Например, гнать учителей на выборы. Все последние 20 лет директора школ обзванивают учителей: "Вы сходили на выборы?" Спрашивал когда-то: "Вы почему, по какому праву этим интересуетесь? Кто вам дал указание?", потом звонил начальнику управления образования, потом мне и один, и второй директора перестали по этому вопросу звонить... Или вдруг как снег на голову: "Зайдите на такой-то сайт и пройдите там обучение с тестированием", т.е. отдайте кучу своего драгоценного времени на то, что реально нам, учителям, зачастую не нужно! Почему какие-то коммерческие структуры пропихивают свои продукты через систему управления образованием? Почему эта система ставит директоров в неудобь? Говорю директору: "Покажите закон, указ, приказ, по которому я обязан вот это вот как бы обучение, мне не нужное, проходить? Нет его? Проходить не буду!" - и приходится уважаемому директору сглатывать... Аналогичных примеров можно привести массу...
А каков мог бы быть прогресс в управленческих взаимоотношениях? Нужно выполнять хорошо известные, в общем-то тривиальные установки: техничка, дворник, учитель, замы директора и директор, все вышестоящие - работники со своим функционалом. Управленцы всех уровней, понятно, могут решать разные вопросы, издавать законные, разумные приказы и пр., остальные должны выполнять. Разумность, непротиворечивость в системе управления - вот главное направление прогресса, как мне думается. Надо совсем изжить отношения, идущие из нас как стадных животных: я - вожак (по натуре ли, по должности), значит, все нижние пресмыкаются... Возможно это или нет?