— Геронда, я вижу, насколько неуместен для монаха гнев, и хочу от него освободиться.
— Гнев — мы сейчас имеем в виду чистый гнев — это врождённая сила души¹. И если человеку от природы кроткому его безгневие помогает в духовном совершенствовании, то человек гневливый сугубую пользу может получить от силы гнева, которая заключена в его характере, направив её против страстей и против лукавого.
Отрывок из полной серии аудиокниг преподобного Паисия Святогорца:
Отцы Церкви (святители Василий Великий, Григорий Богослов и многие другие) учат о трёх силах души, давая им такие имена: одна —разумная, или судительная (λογικόν), другая — гневная, или раздражительная (θυμικόν), третья — вожделевательная, или желательная (ἐπιθυμητικόν). Эти силы даны нам для того, чтобы мы познавали истину, гневались на диавола и желали блага, но они могут быть извращены и направлены на лукавство, безумную ярость, похоть и прочие страсти. См., например, 10-ю беседу свт. Василия Великого, «На гневливых». — Прим. изд.
Но если он не научится пользоваться этой силой гнева правильно, то ею воспользуется диавол. Так и человек по природе кроткий, если не постарается приобрести мужества, то не будет способен к духовному рывку.
Вы читаете отрывок из пятого тома "Слов" преподобного Паисия Святогорца "Страсти и добродетели", М, Орфограф, 2021, стр.132
Отрывок из полной серии аудиокниг преподобного Паисия Святогорца:
А вот если человек пылкий, гнев которого обладает большой силой, решится на что-то большое и обратит свой гнев против зла, то считай, что дело сделано. Поэтому высот в духовной жизни достигают люди, в которых есть «сумасшедшая жилка».
Все бумажные книги преподобного Паисия Святогорца здесь
Все аудиокниги преподобного Паисия Святогорца здесь
Все электронные книги преподобного Паисия Святогорца здесь