Здравствуйте. Основной послевоенный этап модернизации советской разведывательной авиации пришелся на первую половину пятидесятых годов. К этому времени, промышленность уже практически адаптировалась к новым реалиям и получила необходимые компетенции для создания самолетов нового поколения. Основной задел при этом сформировали еще во второй половине сороковых годов. В первую очередь, перед конструкторскими коллективами ставились задачи качественного улучшения всех основных летно-технических характеристик разрабатываемых машин и массового применения нового специального оборудования. Тогда же велся активный процесс разработки большего количества перспективных изделий. Основной формой ведения разведки продолжало оставаться визуальное наблюдение и использование фотооборудования для перспективного и планового фотографирования. Те самолеты, которые в итоге были приняты на вооружение, оснащались исключительно турбореактивными двигателями и представляли собой модификации серийных машин других классов (фронтовых истребителей, бомбардировщиков и перехватчиков).
При этом, основная сложность заключалась в том, что необходимо было получить машины с максимально сбалансированными характеристиками и возможностями их массового производства и обслуживания. Складывалась непростая ситуация. Фронтовые одноместные истребителя обладали отличными скоростными и маневренными характеристиками, но проигрывали в дальности полета и возможности размещения оптимального количества фотооборудования. Как следствие, им было доступно решение лишь ограниченного набора разведывательных задач. Разведчик на базе бомбардировщика же, наоборот обладал большей дальностью полета (в связи с установкой дополнительных ПТБ и внутрифюзеляжного бака), дополнительным членом экипажа и мог нести на борту гораздо больше установленного фотооборудования. Однако, при этом, он не имел потенциала для качественного повышения скоростных, высотных и маневренных характеристик. Наиболее подходящим вариантом виделось использование двухместных барражирующих перехватчиков, которые обладали хорошей максимальной скоростью, большой дальностью полета и возможностью нести на себе достаточный объем специального оборудования. Но на тот момент времени, еще не было наложено их массовое серийное производство и как следствие, отсутствовала необходимая материально-техническая база для их дальнейшего обслуживания с сопутствующей инфраструктурой. Переход на новые типы самолетов, стал далеко не единственным направлением развития разведывательной авиации. Не менее важную роль, исходя из новых задач и вызовов, играло общее совершенствование ее структурной организации, управления и обеспечения. Это был действительно колоссальным объем работ, который требовал привлечения значительного количества материальных и людских ресурсов. Прорабатывались вопросы эффективного взаимодействия (к примеру по надежным каналам связи) между разведывательными полками и другими подразделениями (скажем для организации истребительного прикрытия и т. д.). Подготавливались соответствующие планы боевого использования авиации, где указывались возможные боевые задачи, предполагаемое количество самолето-вылетов для их поэтапного решения, возможные сроки исполнения, привлекаемые резервы и места дополнительного базирования на случай передислокации подразделения. Для летчиков, технического и обслуживающего персонала составлялись новые инструкции и предписания. Отдельным пунктом прорабатывались вопросы материально-технического обеспечения разведывательного полка (к примеру логистика и т. д.).
Теперь, что касается конкретных образцов используемой техники. Во-первых, на вооружении еще продолжали какое-то время оставаться устаревшие самолеты предыдущего поколения. По мере поступления более современных изделий, они постепенно списывались и подлежали утилизации или применению в качестве мишеней. Первым специализированным разведчиком на базе фронтового истребителя, который был запущен в серийное производство, стал МиГ-15Рбис (Ссылка на статью). Это несколько доработанный вариант серийного МиГ-15бис, отличавшийся изменённой внутренней компоновкой, усеченным вооружением (было демонтировано одно 23-мм орудие) и новым фотооборудованием. Последнее было представлено плановой фотоустановкой под автоматический аэрофотоаппарат АФА-БА/40. В принципе этот разведчик являлся неплохим самолетом, который справлялся с определенным набором задач, исходя из заложенных в него возможностей. Общий объем производства разведчика МиГ-15Рбис составил 364 экземпляра. Дальнейшим развитием этого семейства машин стал фронтовой разведчик МиГ-17Р (СР-2), который разработали на базе истребителя МиГ-17Ф. Помимо аэрофотоаппарата АФА-БА/40, он мог оснащаться и аэрофотоаппаратом АФА-БАФ/21С. Состав вооружения самолета ограничили двумя 23-мм пушками НР-23. Также стоит отметить, что на нем велась отработка экспериментального турбореактивного двигателя ВК-5Ф, который в итоге не пошел в серийное производство.
По результатам испытаний, машина показала отличные летно-технические характеристики, превосходившие показатели большинства представителей своего класса. Однако, в серию его запустили с двигателем ВК-1Ф. Точное количество построенных самолетов данного типа выяснить не удалось. Также следует отметить и тактические разведчики, которые были созданы на базе дозвукового барражирующего перехватчика Як-25. В первую очередь, это экспериментальный разведчик Як-125. Машину построили в единственном экземпляре, согласно принятого постановления от 10 августа 1951 года. От базового перехватчика он отличался отсутствием радиолокационной станции, заменой штатного вооружения на одну 23-мм пушку и установкой дополнительного фюзеляжного ПТБ. Некоторые изменения внесли и в состав специального оборудования (к примеру был установлен радиовысотомер РВ-10). Фотооборудование включало в себя две установки АКАФУ (которые устанавливались в носовой части фюзеляжа) с возможностью размещения на них аэрофотоаппаратов различных типов. По результатам проведенных испытаний, самолет остался только в разряде экспериментальных. Основная претензия военных заключалась в недостаточном обзоре штурмана-оператора. Опыт полученный при разработке Як-125 учли при создании разведчика Як-25Р, который выпускался только малой серией.
Для справки. Тактический разведчик Як-25Р. Конструктивно представлял собой двухдвигательный цельнометаллический моноплан с однокилевым оперением и велосипедной схемой шасси. Являлся дальнейшим развитием проекта Як-125, призванный устранить выявленные при его испытаниях недостатки. Несмотря на то, что первый полет опытного прототипа был совершен еще в 1953 году, на вооружение его приняли только через несколько лет. Всего было построено десять экземпляров этого самолета, которые поступили на вооружение 47-го гвардейского разведывательного авиаполка. Основные конструктивные отличия этой машины заключались в переносе кабины штурмана в носовую часть фюзеляжа. Самолет оснащался аэрофотоаппаратами АФА-33М и АФА-39М.
Также можно отметить и модификацию разведчика для нужд авиации Военно-морского флота, которая разрабатывалась согласно постановления от 10 мая 1954 года под индексом Як-25МР. Основные ее отличия заключались в составе специального оборудования (в первую очередь за счет установки системы радиолокационной разведки) и наличии аварийно-спасательной лодки. Из-за того что новая система радиолокационной разведки работала нестабильно, самолет остался только в разряде экспериментальных. Основным же тактическим разведчиком, который был принят на вооружение в те годы, стал Ил-28Р. Самолет разработали на базе фронтового бомбардировщика Ил-28 в самом конце сороковых годов. По совокупности характеристик он являлся наиболее сбалансированной машиной для ведения оперативно-тактической разведки, с широкой номенклатурой специального фотооборудования, которая позволяла использовать самолет как для ведения дневной (в случае установки до четырех штук аэрофотоаппаратов АФА-33 в различных модификациях), так и ночной (использование аэрофотоаппаратов НАФА-3С и НАФА-МК) разведки.
Однако и этот самолет не был лишен своих недостатков. Чуть позже на нашем канале выйдет более подробный обзор по этой машине. Если говорить о ведении дальней разведки, то основную роль в первой половине пятидесятых годов играла разведывательная модификация поршневого бомбардировщика Ту-4Р. Но и она не в полной мере отвечала предъявляемым требованиям к машинам данного класса. Что же касается работы на перспективу, то основные изыскания пока велись по следующим направлениям:
- Разработка сверхзвуковых машин (к примеру на базе новых фронтовых истребителей и перехватчиков);
- Создание высотных и дальних разведчиков (к примеру таких самолетов как Як-25РВ и Ту-16Р);
- Внедрение новых методов ведения разведки (к примеру радиолокационной разведки).
Уже через несколько лет были получены первые конкретные результаты и начался процесс их активного внедрения в массовую эксплуатацию. Подводя итог, можно сделать следующий вывод. К первой половине пятидесятых годов в авиационной промышленности произошел мощный технологический скачок. В результате чего были созданы новые экземпляры разведывательных самолетов и начались изыскания по использованию принципиально новых методов разведки. Это позволило существенно расширить номенклатуру решаемых боевых задач и выйти на ее качественно новый уровень развития.
Уважаемые читатели, подписывайтесь на канал, ожидайте новых публикаций.