Колумбия в сознании многих граждан нашей страны ассоциируется в первую очередь с наркотиками и со всем, что связано с их производством и сбытом. Найдется немало людей, которые вспомнят о ее знаменитом кофе. Кто-то назовет имена известных всему миру футболистов, играющих в колумбийской сборной.
Между тем, по некоторым экономическим показателям страна добилась заметных успехов. По величине ВВП она четвертая среди латиноамериканских стран. По численности населения Колумбия является третьей страной Латинской Америки после Мексики и Бразилии. В ней проживает 52 млн. человек. Население столицы (Богота) - более 7 млн. человек.
Полмесяца назад в Колумбии состоялись президентские выборы. Впервые в ее истории победу одержал кандидат от левых сил. Его имя Густаво Петро.
Коротко о нем. Новому президенту 62 года. В 17 лет, будучи студентом, он вступил в леворадикальную группировку Движение 19 апреля (М-19), возникшую на волне протестов против фальсификации выборов 1970 года. Движение вело партизанские действия в городах и сельве до 1990 г. В 1985 году Петро был арестован и осуждён на 18 месяцев. В 1987 году вышел на свободу. После успешного завершения переговоров между М-19 и колумбийским правительством Петро был амнистирован и принял участие в формировании политической партии Демократический альянс M-19 (AD M-19). После этого он учился в университетах Боготы, Левена (Бельгия) и Саламанки (Испания).
Политическую карьеру Петро начал в 1990 году. В 2010 г. участвовал в президентских выборах, набрал 9% голосов и занял 4 место. С 2012 по 2015 год был мэром Боготы. В 2018 г. вновь участвовал в президентских выборах, набрал во втором туре 42% голосов и уступил кандидату правых сил Ивану Дуке. На состоявшихся в марте текущего года выборах в Конгресс выступал в качестве кандидата от коалиции «Исторический пакт для Колумбии». В ходе президентской предвыборной кампании Густаво Петро во всеуслышание заявил, что по окончании своего четырехлетнего срока он не будет пытаться продлить пребывание на занимаемом посту.
Недавно состоялось его первое после избрания интервью иностранному органу печати. Таковым оказалась испанская газета «Эль Паис», представляемая журналистами ее отделения на американском континенте.
Содержание беседы показалось мне весьма интересным как с точки зрения задаваемых вопросов, так и ответов на них. Постараюсь вам представить ее краткий обзор.
Корреспондент начал сразу «в лоб»: - Почему в Колумбии так долго не было президента от левых? Не кажется ли вам, что в случае вашей неудачи двери для других кандидатов в будущем окажутся закрытыми?
Ответ Петро: - Если я потерплю неудачу, наступит мрак, который накроет все вокруг; я не могу себе такого позволить.
Далее он детализирует свой ответ и говорит, что у него не было уверенности даже в возможности добраться живым до окончания выборной кампании. Сейчас стране предстоят радикальные перемены. «И если мы потерпим неудачу, то, по законам физики, следует ожидать реакции». «Есть силы, которые объединяются на основе фашизма», - следом за этим отмечает он. «Атаковать их мы пока не станем, но будем иметь в виду, что такое есть».
Корреспондент, что логично в случае с латиноамериканским государством, поинтересовался его будущими отношениями с армией, заметив, что ее командующий, генерал Эдуардо Сапатейро в ходе выборов критиковал Петро. «Вы не боитесь каких-либо действий против вас со стороны генералитета?».
Ответ: «В армии нет фракций друзей Густаво Петро. Есть фракции друзей конституции. И надо стремиться к тому, чтобы армия подчинялась конституции, каким бы ни было правительство».
Вопрос: «В Колумбии налицо очевидный раскол. Что вы собираетесь делать, чтобы преодолеть его?».
Ответ: «Я призвал к серьезному национальному согласию, к тому, чтобы были приложены усилия для изменения политического климата».
Вопрос: «Каким будет ваше первое действие на посту президента?».
Ответ: «Меня беспокоит проблема голода, которая коснулась уже 20-25 % населения. А уровень бедности достигает 40%, несмотря на экономическое оживление и отступление вируса. Кроме того, чувствуется приближение мировой экономической депрессии. Ветры дуют против нас. Вот те точки, где в первую очередь необходимо принять срочные меры».
Интервьюер напомнил Петро о термине «демократический капитализм», которым тот раньше оперировал. Отвечая, будущий президент сказал, что колумбийская экономика основывается на миллионах малых предприятий, очень слабо связанных между собой. Это очень простая рыночная экономика, а вовсе не капитализм. Необходимо предоставить возможности кредитования, которые дадут толчок аграрному и промышленному производству. «Это можно назвать популизмом, но это то, что для меня является демократическим капитализмом».
Вопрос: «Одним из ваших серьезных обещаний была аграрная реформа. Как конкретно вы собираетесь ее проводить? Придется ли вам столкнуться с сопротивлением?».
Ответ: «Да, это очевидно. Землевладение в Колумбии носит феодальный характер. Оно является наследием того времени, когда мы были испанской колонией. Все попытки покончить с подобными порядками кончались насилием. В стране так и не случилось аграрной реформы».
Далее Петро дал понять, что в ее проведении он рассчитывает на помощь США, поскольку план реформы связан с существенным сокращением вывоза кокаина. Он считает, что нынешняя политика американцев, которые зациклились на использовании гербицидов и на экстрадициях, неэффективна.
Корреспондент спрашивает, не слишком ли мал четырехлетний срок для столь масштабных проектов.
Петро отвечает, что он рассматривает срок своего правления как переходный для страны период и надеется, что его начинания в дальнейшем будут продолжены. «Все зависит от колумбийского общества, от того, захочет ли оно вновь отступить назад или идти вперед. В этом у нас будет возможность походить на чилийцев, идущих по пути демократического строительства. Другим примером служит Испания. Она от эпохи фашизма перешла к демократии. Это непрерывный процесс. Общество движется вперед, и, в конце концов, идея демократии становится необратимой».
На вопрос о налоговой реформе он ответил, что она обязательно должны состояться в этом году. «Реформы надо проводить в первый же год или не проводить совсем».
Вопрос: «А вы не боитесь социального взрыва, как это случилось в правление нынешнего президента Ивана Дуке?».
Ответ: «Нет, потому что тяжесть этой реформы отразится не на кармане народа, а на привилегированных слоях».
Он объясняет, что существующая система носит характер относительно прогрессивного налогообложения только до верхнего слоя среднего класса. Но выше этого слоя ее справедливость пропадает. «Банкир в пропорциональном отношении платит по налогам меньше, чем секретарша его офиса».
Далее следует вопрос, касающийся нынешних сложных отношений с Венесуэлой, а также его предложения возобновить с ней дипломатические отношения и вновь открыть границы.
Петро указывает на сложность данной темы и объясняет, что этот вопрос невозможно решить одним махом. В Венесуэле миллионы колумбийцев, и все они должны урегулировать вопросы, связанные с оформлением выезда. С другой стороны, в Колумбии два миллиона венесуэльцев «со своими проблемами». «Надо помочь тем, кто хочет вернуться». Тем из них, кто хочет остаться в Колумбии, надо предоставить все положенные гражданам права.
Журналист замечает, что венесуэльские эмигранты, которые при Чавесе были вынуждены бежать от преследований, боятся, что их выдадут венесуэльским властям.
Петро отвечает, что такого не произойдет, и рассказывает, что первый и последний спор, который у него состоялся с Чавесом до момента смерти последнего, как раз касался проблемы соблюдения требований межамериканской системы прав человека. Для колумбийских оппозиционеров он она была вопросом чрезвычайной важности. Как считает Петро, данная система лично ему и многим другим людям попросту спасла жизнь. «А Чавес вывел Венесуэлу из сферы действия этой системы…».
Вопрос: Некоторые говорят о новой прогрессивной оси в Латинской Америке, представляемой президентами Мексики, Аргентины, Чили, сейчас – Колумбии и в будущем, возможно, Бразилии.
Внимание, читатель, далее следует важное для нас.
Ответ: Я бы сказал, что имеется две фазы. Первая, основанная на ископаемых источниках топлива, которую можно назвать фазой Чавеса. Тогда переживали как бы золотой век общественного благополучия, но он был неустойчив, поскольку держался на нефти. Все это рухнуло. Сейчас надо отходить от топливной экономики, отвязываться от нефти, угля и газа и опираться в развитии на производство и знание. В Латинской Америке это не всем ясно. Но по мне, невозможно, чтобы прогрессивный взгляд на развитие общества основывался на топливной экономике, потому что топливная экономика – это смерть. Нужно ставить вопрос о новой модели развития Латинской Америки. Это вопрос нашей повестки дня, наша заповедь. И это станет темой обсуждения внутри данной оси.
Вопрос: Что бы вы хотели услышать о себе по окончании срока своего президентства?
Ответ: Перед нами три цели: мир, социальная справедливость и экологическая справедливость. Если в конце срока мне удастся продвинуться в решении всех трех, будет круто. Это станет лучшим правлением за всю историю.
Добавлю от себя. Не знаю, как вам, но мне кажется, что Густаво Петро на его посту будет невероятно трудно. По-моему, трудно будет даже удержаться на нем. Я вспоминаю времена правительства Народного единства в Чили и то, что с ним стало. В Колумбии предстоит первый опыт действия левых во власти. Планы огромные. Трудности гигантские. Посмотрим. Если получится, я лично присвою Петро звание Героя Советского Союза. Имею право: я бывший коммунист.
ДО НАСТУПЛЕНИЯ 2030 ГОДА ОСТАЕТСЯ 2737 ДНЕЙ (ПОЧЕМУ Я ВЕДУ ЭТОТ ОТСЧЕТ, СМ. В "ЧЕГО НАМ НЕ ХВАТАЛО ДЛЯ РЫВКА?")