Наверное, все вы, мои уважаемые читатели, помните веселую песню Высоцкого о «несоветском человеке» мистере Джоне Ланкастере Пеке, который поселившись в гостинице «Советской» вел подрывную деятельность.
В частности:
«Джон Ланкастер в одиночку, преимущественно ночью,
Щелкал носом, в нем был спрятан инфракрасный объектив.
А потом в нормальном свете, представало в черном цвете
То, что ценим мы и любим, чем гордится коллектив.
Клуб на улице Нагорной стал общественной уборной,
Наш родной центральный рынок стал похож на грязный склад.
Искаженный микропленкой, ГУМ стал маленькой избенкой.
И уж вспомнить неприлично, чем предстал театр МХАТ».
Правда, в песне все заканчивается хорошо: шпион Джон Ланкастер изобличен, «а гостинице «Советской» поселился мирный грек».
Однако эта песня, написанная в 1966 или в 1967 году и получившая название «Пародия на плохой детектив», неожиданно обрела новые черты в наше время.
Представьте себе, что Джон Ланкастер 30 лет назад не проиграл, а победил и еще пригласить себе много-много помощников в побежденную им страну.
Что представляла собой страна в этот момент, вы хорошо знаете.
Но ведь чтобы удержать в ней власть, нужно мистеру Джону контролировать и СМИ, и главное - сферу культуры.
Поэтому одного из своих верных помощников он поселил в замечательном домике в столице под вывеской «МиНКульт». И тот стал выдвигать свои требования к творческим людям, чтобы МХАТ стал тем, чем изобразил его всемогущий шеф.
И нашлись нужные люди, думающие так, как угодно было шефу, ставящие на сценах столичных театров те постановки, которые «были востребованы», а всем критикам отвечающие, что «я – художник, я так вижу».
И вместо классических «Трех сестер» А.П. Чехова на сцену выпрыгивали какие-то странные, часто неoдетые люди, которые почему-то на кого-то кричали. Куда-то бежали «Г0лые пионерки» в исполнении Чулпан Хаматовой, актеры в «Мертвых душах» исполняли то людей, то лошадей, то собак, телеведущая возомнила себя певицей и что-то пела во МХАТе на сцене, получая за это баснословные гонорары.
Зрители или терпели, или возмущались, или видели во всем этом «клубничку».
И этот бедлам назвался высоким словом «культура», хотя именно русскую культуры сподвижники Джона Ланкастера и изо всех сил изгоняли из стен театров, а заодно они давали бесконечные интервью о том, как стыдно любить свою Родину и что в России «все плохо».
Хорошо устроились ребятушки. Зарплату получили от государства за то, что это государство уничтожали.
Но всему в жизни приходит конец.
И сейчас сподвижники Джона Ланкастера стали немного сдавать позиции, поэтому из трех ведущих театров Москвы убрали особенно ярых худруков.
Крику, конечно, среди «свободолюбивой» общественности было много. Ну что же. Как же без крика.
Давайте лучше вспомним этих героев по именам.
Первый герой-режиссер Кирилл Серебренников руководил Московским драматическим театром имени Н.В. Гоголя, переименованным им в 2013 году в «Гоголь-центр» (фамилия писателя при этом писалась с ошибкой, буква «Л» переворачивалась вверх тормашками, а мягкий знак вообще убрали).
Там же перевернутым было все творчество данного господина. В целом оно призывало не к «свету», а, напротив, старалось показать отвратительные черты человеческой натуры. Серебренников по-своему делал это талантливо, но вызывающе и пошло.
Он получал гос. награды, премии, его имя гремело.
Сейчас он уехал из страны и пишет в своих соцсетях такие вещи про Россию, власть и народ, что читать его неприятно.
Конечно же, он заявил, что его родное детище, его «Гоголь-центр» убили…
Иосиф Райхельгауз, теперь уже бывший худрук "Театра современной пьесы", личность более «тонкая». Все 30 лет он упорно поддерживал «борцов за свободу», был членом «Сoюза правых сил», участником всех несогласных маршей.
При этом его награды, медали, звания, данные ему от благодарного государства, трудно перечислить. Пальцев двух рук не хватит.
Но «вишенкой» на торте является его фраза 2014 года об Одессе (Иосиф Леонидович коренной одессит):
Кстати, именно он уволил тех актеров своего театра, которые поддержали решение главы государства, принятое им в конце февраля 2022 года. Так из этого театра вынужден был уйти Марат Башаров.
Ну и третьим героем-худруком, который покинул свой пост, стал Виктор Рыжаков из театра «Современник».
Тоже яркая личность, чуть уступающая двум первым господам.
Пьеса «Первый хлеб» с Л. Ахеджаковой в главное роли – это его детище. Пьеса, напомню, рассказывает о том, что российская армия – это место, где находиться невозможно, а главная героиня все время клянет страну и собирает деньги для внука.
Так вот такие личности правили бал в наших театрах до недавнего времени. А сколько таких еще осталось!
При этом они получили деньги от государства в качестве зарплаты, престижные премии, имели почет и славу.
Как так получилось?
Не иначе как «мистер Джон Ланкастер Пек» постарался…
Спасибо за прочтение! Другая моя статья на близкую тему: