Найти в Дзене
Chungurova Tatiana

Змеиный

Невероятно знаменитый в древности, он был предан забвению после третьего века нашей эры. И вот сегодня, когда лишь глухой не слышал о нем, я предлагаю вам иной ракурс, другой угол зрения на остров, который в разные исторические периоды назывался то Левка, то Фидониси, и вот теперь Змеиный, хотя никаких змей на нем никогда в помине не было.

Честно говоря, мысль написать об острове Змеином пришла мне в голову задолго до нынешнего момента - больше года назад, когда я, заплыв подальше от берега, пустила и свои мысли в свободное плавание.

Когда вы смотрели фильм "Троя", вы думали, что сюжет каким-то образом связан с Одессой? Нет, естественно. И тем не менее... Совсем недалеко от моего родного города (особенно, когда смотришь на карту) огромной окаменевшей медузой раскинулся небольшой пустынный остров примечательный во многих отношениях.

С бескрайних просторов интернета
С бескрайних просторов интернета

Давайте послушаем, что рассказывали древние.

Я тщательно сложила для вас повествование - отрывки классических произведений, замечательные иллюстрации, видео, мои скромные вставочки. Начнем издали.

Величайший герой Троянской войны был сыном Фетиды, морской нимфы и, по некоторым сведениям, дочери самого кентавра Хирона и смертного Пелея, сына мудрого эгинского правителя. Именно на их свадьбе разгорелся спор трех богинь за звание прекраснейшей, с чего и началась Троянская война. Богиня раздора Эрида, обидевшись на то, что ее не пригласили, подкинула яблоко раздора.

Уильям Блейк. "Суд Париса" 1811  https://bq.blakearchive.org/6.4.warner
Уильям Блейк. "Суд Париса" 1811 https://bq.blakearchive.org/6.4.warner

Красота Фетиды была такой, что она заинтересовала самого Зевса. Но титан Прометей (обладавший даром предвидения) открыл Зевсу пророчество о том, что сын, рожденный ею, будет сильнее своего отца. Услышав это, Зевс срочно выдал Фетиду за смертного. Нельзя сказать, что Фетида была счастлива. Но богам не перечат ни смертные, ни нимфы (см. миф о Сиринге на моем канале).

Фетида на гиппокампе     https://www.theoi.com/Gallery/Z33.2.html
Фетида на гиппокампе https://www.theoi.com/Gallery/Z33.2.html
Леонард Портер так увидел морскую нимфу. Нижняя ее часть мыслилась как чешуйчатый рыбий хвост - тут она скромно прикрыта туникой, но видно, что никакого хвоста тут нет. А вам это не напоминает сказание о деве Мелузине?                             http://www.leonardporter.com/pagei
Леонард Портер так увидел морскую нимфу. Нижняя ее часть мыслилась как чешуйчатый рыбий хвост - тут она скромно прикрыта туникой, но видно, что никакого хвоста тут нет. А вам это не напоминает сказание о деве Мелузине? http://www.leonardporter.com/pagei
Немного выбивается из хронологии событий, но очень любопытное изображение Фетиды.
Немного выбивается из хронологии событий, но очень любопытное изображение Фетиды.

Пелею же было поставлено условие - он должен был победить будущую жену в битве, обретя таким образом право жениться на бессмертной. Как ни пыталась Фетида избежать навязанного ей брака (она превращалась и в огонь и в воду, и во льва, и в змею!), Пелей одержал победу.

Пока я рассматривала изображения их битвы, мне пришла в голову крамольная мысль - а может, ей не так уж и хотелось победить? Может все эти невероятные превращения она совершала для блезиру? Гляньте-ка на всех этих змей, львов и прочих чудищ. Как ему это удалось?

Терракотовый рельеф с изображением Пелея и Фетиды, ок. 490–470 до н.э. Фетида пытается сопротивляться браку с Пелеем, превращаяст то в огонь, то в разных диких зверей, в данном случае во львицу.                                               https://blog.britishmuseum.org/who-was-achilles/
Терракотовый рельеф с изображением Пелея и Фетиды, ок. 490–470 до н.э. Фетида пытается сопротивляться браку с Пелеем, превращаяст то в огонь, то в разных диких зверей, в данном случае во львицу. https://blog.britishmuseum.org/who-was-achilles/
Так это увидел современный американский художник Леонард Портер. Для меня он - потрясающее открытие!                                                                            https://images.squarespace-cdn.com/content/v1/57224d4cb6aa60c28e7bd139/1474998509716-AV8VUCP2FZCVEFVH7GQK/Peleusjpg
Так это увидел современный американский художник Леонард Портер. Для меня он - потрясающее открытие! https://images.squarespace-cdn.com/content/v1/57224d4cb6aa60c28e7bd139/1474998509716-AV8VUCP2FZCVEFVH7GQK/Peleusjpg

Тоже Леонард Портер. На этот раз Фетиде на помощь приползли змеи. Ее вообще часто изображают со змеями - символами водной стихии.
Тоже Леонард Портер. На этот раз Фетиде на помощь приползли змеи. Ее вообще часто изображают со змеями - символами водной стихии.
Битва Фетиды и Пелея на этот раз на чернофигурной тарелке. Лувр           http://www.ipernity.com/doc/laurieannie/45694114
Битва Фетиды и Пелея на этот раз на чернофигурной тарелке. Лувр http://www.ipernity.com/doc/laurieannie/45694114
И изображение на краснофигурном этрусском килике.    Thetis raptured by Peleus. Tondo of an Attic red-figured kylix, ca. 490 BC. From Vulci, Etruria.                         https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Thetis_Peleus_Cdm_Paris_539.jpg
И изображение на краснофигурном этрусском килике. Thetis raptured by Peleus. Tondo of an Attic red-figured kylix, ca. 490 BC. From Vulci, Etruria. https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Thetis_Peleus_Cdm_Paris_539.jpg
Peleus wrestling the Nereid Thetis, Athenian red-figure kylix C5th B.C
Peleus wrestling the Nereid Thetis, Athenian red-figure kylix C5th B.C

А вот уже и свадьба Пелея и Фетиды. Рубенс. Древнегреческие изображения в своей лаконичности моему глазу гораздо приятнее, чем эти неестественные позы, рыхлые тела и обилие декоративных элементов. Ну, это к слову.

https://en.wikipedia.org/wiki/File:The_Wedding_of_Peleus_and_Thetis_by_Peter_Paul_Rubens.jpg
https://en.wikipedia.org/wiki/File:The_Wedding_of_Peleus_and_Thetis_by_Peter_Paul_Rubens.jpg
Керамическая плитка. Италия. 1737 год.                                                                                                  Majolica Ceramic Tile from the Castello Sforzesco, Milan, Italy, by Ferdinando Maria Campani, 1737                                                                                     https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Majolica_Ceramic_Tile_from_the_Castello_Sforzesco,_Milan,_Italy,_by_Ferdinando_Maria_Campani,_1737.png
Керамическая плитка. Италия. 1737 год. Majolica Ceramic Tile from the Castello Sforzesco, Milan, Italy, by Ferdinando Maria Campani, 1737 https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Majolica_Ceramic_Tile_from_the_Castello_Sforzesco,_Milan,_Italy,_by_Ferdinando_Maria_Campani,_1737.png

Этот сюжет не был обижен вниманием художников самых разных эпох. Вероятно, мотив брака смертного с бессмертной богиней будоражит умы.

Свадьбу изображали даже так!

1469 год Миниатюра                     https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Wedding_of_Peleus_and_Thetis_1460_miniature.jpg
1469 год Миниатюра https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Wedding_of_Peleus_and_Thetis_1460_miniature.jpg

И тем не менее... В этом неравном браке у бессмертной Фетиды родился смертный сын Ахиллес.

«Ты, гово­рят [Ахилес], бла­го­род­но­го мужа Пелея рож­де­нье;
Матерь — Фети­да тебе, лепо­куд­рая ним­фа мор­ская».

Гомер

Но "жили они долго и счастливо" у них, естественно, не получилось.

Фетида была богиней, и у нее были свои воспитательные методы. Ей хотелось сделать своего ребенка бессмертным. Вероятно, ее больше заботила бессмертная природа ее ребенка, чем его безопасность. (Это на наш современный взгляд, разумеется. Но почитайте Проппа, и акценты сместятся!)

Чтобы сделать младенца неуязвимым, она окунула его в реку Стикс, держа за пятку. Память о древних обрядах терялась и появлялись множество версий - всего лишь попытки объяснить забытое и поэтому уже непонятное. Так другая версия гласит, что в попытке сделать сына бессмертным, Фетида начала натирать его амброзией и закалять огнем, но вошел ее незадачливый супруг, прервав таким образом магический ритуал. Есть и еще более страшная версия, согласно которой, Фетида хотела только бессмертного ребенка, и каждого рожденного ею младенца погружала в кипящую воду. Таким образом Ахиллес лишился шести старших братьев...(((

За каждым мифом стоят воспоминания об утраченных представлениях людей далеких эпох. Что за страшные обряды стоят за такими поворотами сюжета? Я все силюсь понять - что же привело наших предков к мысли о том, что детей во время инициаций надо жечь, окунать в воду, рубить им пальцы, выбивать зубы и вершить прочие ужасы. Но здесь речь не об этом.

"...она среди ночи всегда его смертное тело
Пламенем жгла, но зато натирала каждое утро
Тело амбросией, чтобы соделать сына бессмертным.
И от него навек отогнать ненавистную старость.
С ложа однажды вскочив, Пелей увидал, как младенец
Корчился в пламени; это узрев, отец неразумный
Громко вскричал; а она, тот крик услышав, схватила
Сына, что плачем зашелся, его швырнула на землю,
И, словно тело ее обратилось в призрак иль ветер,
Гнева полна, и обратно уже затем не вернулась»

Аполлоний Родосский

Thomas Banks RA, Thetis and Achilles, 1789. © Victoria and Albert Museum, London.      Обратите внимание на постамент - Фетида водная нимфа, и основание скульптуры украшено тритонами. нереидами и прочими морскими существами.
Thomas Banks RA, Thetis and Achilles, 1789. © Victoria and Albert Museum, London. Обратите внимание на постамент - Фетида водная нимфа, и основание скульптуры украшено тритонами. нереидами и прочими морскими существами.
Другой ракурс...                                                                                               https://jayantiblogshere.blogspot.com/2014/04/a-achilles-heel.html
Другой ракурс... https://jayantiblogshere.blogspot.com/2014/04/a-achilles-heel.html
... и фрагмент постамента                                                            https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Thetis_dipping_Achilles_in_the_River_Styx_by_Thomas_Banks_09.jpg
... и фрагмент постамента https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Thetis_dipping_Achilles_in_the_River_Styx_by_Thomas_Banks_09.jpg

А это Рубенс с его любовью к пышным формам. Фетида окунает Ахиллеса в воды Стикса.  Видите Цербера? - одна морда спит, другая дремлет, а третья удивляется увиденному.                                https://www.boijmans.nl/collectie/kunstwerken/2593/thetis-dompelt-achilles-in-de-styx
А это Рубенс с его любовью к пышным формам. Фетида окунает Ахиллеса в воды Стикса. Видите Цербера? - одна морда спит, другая дремлет, а третья удивляется увиденному. https://www.boijmans.nl/collectie/kunstwerken/2593/thetis-dompelt-achilles-in-de-styx

Антуан Борель. "Фетида и Ахиллес" 18 век. Парма, Италия
Антуан Борель. "Фетида и Ахиллес" 18 век. Парма, Италия

И даже так.

Бертель Торвальддсен 1837
Бертель Торвальддсен 1837

Таким образом бессмертным Ахиллес так и не стал. Пришлось Пелею отдавать Ахиллеса на воспитание кентавру Хирону.

Национальный музей Неаполя. Хирон и Ахиллес. Фреска из Геркуланума.
Национальный музей Неаполя. Хирон и Ахиллес. Фреска из Геркуланума.

Далее не буду пересказывать вам весь curriculum vitae Ахиллеса - там много событий, действующих лиц, разнообразные повороты сюжета, и проследить за каждой в рамках одной публикации будет невозможно.

Перейдем сразу к его гибели, потому что, если вы еще не забыли, наша публикация об острове Змеиный.

Единственное, что я еще добавлю - миф весьма далек от известного фильма. Конечно, мне возразят - этого не было на самом деле, поэтому можно давать волю фантазии. Я бы поспорила, но публикация о другом. Тем не менее, не могу не сказать, что Ахиллес Брэда Пита врезается в память навсегда.

С просторов интернета
С просторов интернета

А еще я не смогу не показать вам барельеф того же Томаса Бэнкса, чьей скульптурой мы только что любовались. Нимфы утешают Ахиллеса, оплакивающего Патрокла. Как красиво они появляются из воды!

Тот же Томас Бэнкс. Нереиды поднимаются из моря, чтобы утешить Ахиллеса, потерявшего Патрокла.                                                                                                                                     Thomas Banks Thetis and her Nymphs rising from the Sea to console Achilles for the loss of Patroclus
1778-79
marble
Victoria & Albert Museum, London
Тот же Томас Бэнкс. Нереиды поднимаются из моря, чтобы утешить Ахиллеса, потерявшего Патрокла. Thomas Banks Thetis and her Nymphs rising from the Sea to console Achilles for the loss of Patroclus 1778-79 marble Victoria & Albert Museum, London

Несмотря на полученные от богов доспехи среди который был и знаменитый щит, Ахиллес гибнет под стенами Трои от стрелы Париса, из-за любви которого к Елене и вспыхнула Троянская война. Стрелу Париса направил сам Аполлон. Греческие боги вообще терпеть не могли, когда смертные в чем-то их превосходили. Стрела попала прямо в пятку - ту самую Ахиллесову пяту, за которую Фетида держала сына, опуская в воды Стикса.

Ахиллес у алтаря

Знаю я, во вражьем стане
Изогнулся меткий лук,
Слышу в утреннем тумане
Тетивы певучий звук.

Встал над жертвой облак дыма
Песня хора весела,
Но разит необратимо
Аполлонова стрела.

Я спешу склонить колена,
Но не с трепетной мольбой.
Обручен я, Поликсена,
На единый миг с тобой!

Всем равно в глухом Эребе
Годы долгие скорбеть.
Но прекрасен ясный жребий —
Просиять и умереть!

Мать звала к спокойной доле…
Нет! не выбрал счастье я!
Прошумела в ратном поле
Жизнь мятежная моя.

И, вступив сегодня в Трою
В блеске царского венца, —
Пред стрелою не укрою
Я спокойного лица!

Дай, к устам твоим приникнув,
Посмотреть в лицо твое,
Чтоб не дрогнув, чтоб не крикнув
Встретить смерти острие.

И, не кончив поцелуя,
Клятвы тихие творя,
Улыбаясь, упаду я
На помосте алтаря.

Валерий Брюсов

Филиппо Альбачини, "Раненный Ахиллес", 1825                                  https://coinsweekly.com/troy-at-the-british-museum-myth-and-reality/
Филиппо Альбачини, "Раненный Ахиллес", 1825 https://coinsweekly.com/troy-at-the-british-museum-myth-and-reality/
Сердолик. Смерть Ахиллеса. 5 век до н.э. Этрурия                                                           https://www.britishmuseum.org/blog/who-was-achilles
Сердолик. Смерть Ахиллеса. 5 век до н.э. Этрурия https://www.britishmuseum.org/blog/who-was-achilles
Смерть Ахиллеса на   прорисовке с утерянной греческой вазы 6 века до нашей эры.                                                                                     https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/9/98/DeathOfAchilles_Rumpf_ChalkidischeVasen_colorized_in_the_manner_of_the_inscriptions_painter.png
Смерть Ахиллеса на прорисовке с утерянной греческой вазы 6 века до нашей эры. https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/9/98/DeathOfAchilles_Rumpf_ChalkidischeVasen_colorized_in_the_manner_of_the_inscriptions_painter.png
Смерть Ахиллеса. Ахиллеон. Корфу.
Смерть Ахиллеса. Ахиллеон. Корфу.

Посмотрим на шлем Ахиллеса вблизи. Тритон и змея - знаки водного происхождения его матери.

Из открытых источников
Из открытых источников
Тот же  Филиппо Альбачини. "Раненный Ахиллес"
Тот же Филиппо Альбачини. "Раненный Ахиллес"

Когда Фетида узнала о смерти сына, горе ее было безграничным. Ее горестный вопль услышали все боги.

Вот тут-то мы и подходим к кульминации нашего повествования!

Вняв ее страданиям всемогущий Посейдон ударил трезубцем и посреди Понта Эвксинского из пучины вод поднялся остров, названный Левка (Белый). Туда и перенесла бессмертная Фетида дух своего смертного сына прямо с погребального костра.

Генрих Фюссли "Фетида оплакивает Ахиллеса"  1780. Что меня потрясает в работах этого художника, это то, что они абсолютно не выглядят на свою эпоху. Они такие динамичные, эмоциональные и современные. Лучший плач Фетиды из тех, что мне попались в интернете! Я долго не могла понять, что за фигура удаляется  на заднем плане. Нашла объяснение - это дух героя покидает тело на щите. Помните древнее выражение - "На щите или под щитом"? https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/e/e9/Johann_Heinrich_Füssli_064.jpg
Генрих Фюссли "Фетида оплакивает Ахиллеса" 1780. Что меня потрясает в работах этого художника, это то, что они абсолютно не выглядят на свою эпоху. Они такие динамичные, эмоциональные и современные. Лучший плач Фетиды из тех, что мне попались в интернете! Я долго не могла понять, что за фигура удаляется на заднем плане. Нашла объяснение - это дух героя покидает тело на щите. Помните древнее выражение - "На щите или под щитом"? https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/e/e9/Johann_Heinrich_Füssli_064.jpg

С тех пор Ахиллес называется Ахиллесом Понтархом (хозяином Понта Эвксинского, будущего Черного моря).

Вот тут-то и приходит понимание того, что согласно древнегреческим мифам величайший герой Древней Греции покоится в Одесской области, а когда я погружаюсь в воды Черного моря и отплываю подальше, я попадаю в его владения.

Нельзя не сказать, что мифы гласят. что духа Ахиллеса навечно обитает у входа в Аид, почему то вместе с душой Елены Троянской. Так значит и вход в Аид тоже находится там же? Ну, эту мысль я, пожалуй, развивать не буду!

Вместо постскриптума - немного фактов

С геологической точки зрения остров Левкос (Змеиный) совсем юный. Еще пять тысячелетий назад его не существовало. Там простиралась приморская равнина, потому что приблизительно 15-20 тысяч лет назад уровень Черного моря был на 45-50 метров ниже. Но в результате ряда землетрясений уровень воды стал подниматься, а этот район шельфа одновременно с этим опускаться. Произошло как бы "встречное движение". При этом наиболее высокая часть оказалась островом. В тех материалах, которыми я пользовалась, мне понравилась такая характеристика острова - "денудационный останец")).

Приблизительно три с половиной тысячелетия назад остров приобрел современный вид.

Если взять, конечно же условно, времена Ахиллеса, то береговая линия была совсем иной, потому что с тех пор уровень воды значительно поднялся. Другими словами, остров был больше, а берега его - значительно круче.

-31
Из открытых источников
Из открытых источников

"Вероятно, зрелище, которое могли видеть античные люди, подплывающие к острову, было еще более эффектным, чем сейчас. В особенности с западной части острова (вид с моря). С учетом восприятия мира древними греками, и их склонности, усматривать во многом если не во всем, активность потусторонних сил, действительно можно было немало нафантазировать про Ахилла и про многое другое. Остров был вполне неожиданным для античного мореплавателя, который не знал про тектонические опускания и подъем уровня Черного моря (Понта Эвксинского). С островом могли связываться события, описываемые в древнегреческой религии – мифологии.
Место подходило для чего-то запредельного".

Из монографии Д. Николаенко "Геология острова и его акватория"

В древности остров действительно был центром культа Ахиллеса. Раскопки подтвердили это.

Детальный план острова был снят в 1823 г. капитан-лейтенантом Критским. Почти в центре острова им были замечены остатки фундамента здания, сложенного насухо из белого мраморовидного известняка. Он считал это здание храмом Ахилла. Это была квадратная в плане постройка (30X30 м), ориентированная по странам света. В 1837 г. остатки фундамента этого сооружения были разобраны при постройке маяка, а мраморные детали (капители, базы, колонны, карнизы) были вывезены с острова и затерялись.

При раскопках были найдены надписи и сосуды с посвящением Ахиллу, владыке Левки, обнаружены фрагменты сосудов с граффити, фрагмент краснофигурного сосуда последней четверти VI в. до н. э. с именами Эпиктета и Никосфена, терракота, много монет. Монеты принадлежат почти всем значительным центрам Причерноморья, Греции, царям Македонии, Фракии, Малой Скифии, Боспора, Вифинии, Пергама, Сирии, Египта, Риму (эпохи как Республики, так и Империи). Хронологический диапазон: V в. до н. э.— первая половина III в. н. э. (https://arheologija.ru/ostrov-levka/)

  • Еще ребенком я читала, что Ахиллес считался покровителем Понта Эвксинского. Каждый греческий корабль, проходивший мимо, приносил богатую жертву, чтобы умилостивить Ахиллеса. Детское воображение рисовало мне те десятки тысяч амфор и монет, несметные древние сокровища, лежащие на дне морском среди скал. Лишь бычки и камбалы безразлично проплывают мимо них! Я выросла и подумала, что скорее всего была неправа. Периодически-постоянно происходящие землетрясения, отголоски которых вполне ощутимо ощущаются и в Одессе, не способствуют сохранности таких вещей. Вот и беломраморный храм Ахиллеса рухнул от одного такого катаклизма.
  • Но вдруг в 2011 году на 35-метровой глубине неподалеку от острова был обнаружен не тронутый временем древнегреческий амфоровоз, которому больше 2500 лет. Археологи условно назвали его "Патрокл". Эта находка признана самым крупным археологическим открытием последних лет. Так что мои детские фантазии частично оказались реальностью)

К сожалению, все планы по превращению острова в туристический центр и создание там подводного музея потерпели крах. Но давайте будем оптимистами. Может, все еще впереди?

https://odessa-life.od.ua/article/tajny-i-mify-ostrova-zmeinyj

#змеиный #мифология #ахиллес #древняягреция #островзмеиный