Найти в Дзене
Записки актёра

Увольнение Иосифа Райхельгауза, «погром Современника» и конфликт Ахеджаковой и Гармаша

Оглавление

Здравствуйте! В последние дни театралы бурно обсуждают кардинальные кадровые перестановки в трёх столичных театрах: «Гоголь - центр», «Школа современной пьесы» и «Современник». Не обходится без теорий заговора и конспирологии, ну и скандалы, разумеется, тут как тут. Темы «жаркие», важные и животрепещуще. Обсудим и мы с вами, обменяемся мнениями.

Сергей Гармаш
Сергей Гармаш

Дорогие читатели, про «Гоголь - центр» я уже подробно высказал своё мнение, рассказал о причинах его закрытия, которые я считаю основополагающими. Как всегда, не претендую на звание эксперта и истину в последней инстанции. Если пропустили, ссылку на статью о Гоголь - центре оставлю в конце этой. А вот с другими двумя театрами истории не менее интересные, и, как и в случае в ГЦ, они не столь однобоки, как пишут и говорят многие. Итак, давайте по порядку.

«Современник»

И начнём с одного из моих любимых театров. Я очень любил, будучи студентом, ходить в этот театр. Это был первый театр, в котором я побывал в столице и сразу влюбился в него. Я тогда посмотрел спектакль «Мурлин Мурло» с Еленой Яковлевой и был под сильнейшим впечатлением - шикарная постановка и отличная актерская работа Яковлевой. Я посмотрел очень многое в Современнике и почти всегда мне нравилось увиденное. А потом театр всё чаще начал экспериментировать и спектакли получались весьма спорными. Например, «Шарманка» Михаила Ефремова или «Голая пионерка» с Хаматовой вызывали у меня больше негативных эмоций. Ну и в последние годы Волчек театр совсем изменился. Душа и идея поменялись, а актёрские работы ушли на второй план. А с приходом Рыжакова и вовсе началась новая эра в этих экспериментах.

Лия Ахеджакова
Лия Ахеджакова

Один спектакль «Первый хлеб» настолько скандальный, странный и совершенно не похож на мой любимый «Современник». Но творческий путь театра - это одно дело, и хоть мне далеко не всё в нём по душе, есть там и прекрасные спектакли. А вот перестановки в руководстве и внутренние склоки точно мешают творческому процессу и ломают некогда великий театр. И ведь такое происходит не только в Современнике. Я считаю, что главная причина нынешних проблем в театрах - это смена поколений. Уходят великие худруки, а на их место приходят люди масштабом меньше. Более того, великие, в большинстве своём, не готовят себе преемников, их, как правило, выносят вперёд ногами, а театр остаётся сиротой и без всякого плана действий. Начинаются битвы за власть, а минкуль и департамент культуры часто назначают абы кого. В Современнике это произошло во всей красе: ушла Волчек, назначили Рыжакова, и труппа театра раскололась. Одной из причин раскола стал конфликт Сергея Гармаша и Лии Ахеджаковой.

Ахеджакова поддержала Рыжакова и даже с радостью играла в его экспериментальных спектаклях, например, в «Первом хлебе». А Гармаш хотел сам занять пост худрука, ходил по кабинетам и везде открыто заявлял что театр при Рыжакове развалится. В чём-то он, кстати, прав. Но когда понял что ему ничего не светит, демонстративно уволился. При этом, они сильно поругались с Ахеджаковой. Она публично назвала его пьяницей (правда, в более грубой форме), а он её «безвольной подпевалой». Но прошло полтора года, и стало очевидно что Рыжаков не потянул театр. Сильных премьер почти нет, уволились ведущие актёры, стало много жалоб на театр и до сих пор длится судебное разбирательство из-за оскорбления ветеранов в спектакле «Первый хлеб». Да и продажи билетов упали, что стало одной из главных причин увольнения.

Виктор Рыжаков
Виктор Рыжаков

Нового худрука пока не назначили, театром временно руководит худсовет, а Гармаш подумывает вернуться. Пока только в качестве актёра, но Ахеджакова уже заявляет что труппа этому не рада. А увольнение худрука она назвала погромом театра. Современнику нужен сильный руководитель, который сможет объединить труппу и вернуть театр в первую десятку столицы. Не уверен что Гармаш справится, но это точно должен быть кто-то из своих или тот, кто хорошо знает театр. Желаю «Современнику» преодолеть все трудности и возродиться!

«Школа современной пьесы»

Тут всё немного проще, на первый взгляд. Иосиф Райхельгауз давно занимает неугодную властям позицию и открыто говорит. Он осуждал действия властей в интервью, на федеральном телевидении, и у многих был вопрос - почему его до сих пор не уволили из государственного театра? Уволили. На этом можно было бы закончить статью, но так не интересно. Райхельгауз хороший режиссёр, его спектакли любят многие зрители, а «Школа современной пьесы» - его детище, которое стало ярким местом в театральной Москве. Уволить только за позицию было бы сложно, ведь у нас свобода слова и право высказывать своё мнение прописано в конституции. Но дело не только в его позиции. Конечно, из-за неё на него обратили пристальное внимание, но в театре давно не было громких премьер, сборы по билетам слабые. Затянувшийся ремонт после пожара, на который ушло куда больше денег, чем планировалось. Да ещё всплыли обвинения в харрасменте (многие помнят его «этюды с раздеваниями» молодых актрис). Несправедливо говорить, что уволили только за позицию, там есть и другие причины. Да, он отец основатель театра, и если бы не его слова, театр и дальше бы жил в своём мирке, затухая. Но причины увольнения есть и без его высказываний.

Иосиф Райхельгауз
Иосиф Райхельгауз

Итак, Райхельгауза уволили, на его место назначили режиссёра Дмитрия Астрахана. И я желаю ему удачи на новом посту! Раньше этот театр гремел и был жутко популярен. Есть шанс возродить былое!

И опять повторюсь - важная проблема театра - это смена поколений и неподготовленные к этому коллективы. А ещё почти нет никакой ответственности за спектакли. Провалилась премьера или вышла дикая пошлость - худрук и режиссёр спокойно говорят, мол, просто мало кто дорос до моего гения и ставят дальше. Часто бывает такое - ставят год спектакль, тратят миллионы из бюджета, а спектакль идёт три - четыре раза и списывается. Беда. А при назначении нового руководства непременно начинаются дрязги и скандалы, расколы, а страдает творчество и зритель.

Дмитрий Астрахан
Дмитрий Астрахан

Очень интересно что вы об этом думаете - напишите, пожалуйста, в комментариях!

А ещё я очень прошу вас подписать на мой Телеграм - канал. Я не знаю что дальше будет с платформой Дзен, ведь её купил Вк, и я очень боюсь потерять с вами связь. К тому же, в Телеграме мы можем общаться более свободно, там более душевная атмосфера. Я провожу там прямые эфиры, отвечаю на ваши вопросы и всегда на связи. Спасибо.

Статья про Гоголь - Центр:

Конец пошлости за гос. деньги: Кирилл Серебренников заявил о закрытии «Гоголь - центра» и назвал это «yбийcтвом театра»
Записки актёра
30 июня 2022

Удачи вам, здоровья и только правды!

Автор: Сергей Марочкин

#актеры #кино #театры и балет #знаменитости #культура

До встречи!