Найти в Дзене
Роман Апрелев

“Сверчок за очагом”: российский фильм в советской стилистике

Обычно по фильму, в какую бы эпоху ни происходило его действие, легко угадать десятилетие, когда он был снят. Меняется музыка, стареют актеры, улучшается качество пленки и визуальных эффектов, эволюционирует сама эстетика. Например, оттепельное кино разительно отличается от того, что снималось при Сталине, хотя по времени эти два периода стоят совсем рядом. В зарубежном кинематографе мне ориентироваться чуточку сложнее, но и там есть свои закономерности.

Кадр из "Сверчка за очагом"
Кадр из "Сверчка за очагом"

А вот мелодрама “Сверчок за очагом”, снятая в 2001 году, местами выглядит как советский водевиль 70-80-х годов. Местами - потому что вообще-то в ленте использовалась компьютерная графика. Кстати, для России начала века очень недурная. Актеры разных поколений: дива советского кинематографа Татьяна Окуневская, очень востребованный на стыке тысячелетий Евгений Сидихин, прелестная, но совершенно неизвестная Мила Колесникова.

Кадр из "Сверчка за очагом"
Кадр из "Сверчка за очагом"

Великий британский писатель Чарлз Диккенс написал “Сверчка” в 1845 году - как раз к Рождеству. Произведение и входит в цикл “Рождественских повестей”. Довольно активно эту историю экранизировали на черно-белой и немой заре синематографа. В том числе и в России. Потом интерес к ней поугас. И вот снова. Ничего удивительного в советской стилистике этого фильма нет, ведь режиссера звали Леонид Нечаев (”Приключения Буратино”, “Про Красную Шапочку”, “Рыжий, честный, влюбленный”, “Проданный смех”). Он делал то, что у него хорошо получалось и прежде. Разумеется, в картине много песен - и весьма неплохих. И снова - а с чего бы им быть плохими, если авторами выступили Юрий Энтин и Евгений Крылатов?

Кадр из "Сверчка за очагом"
Кадр из "Сверчка за очагом"

Вот только время для отечественного кино было очень уж неудачное. Кинотеатров было мало, российские ленты в них почти не попадали. Поэтому и работа прошла незамеченной. Выйди она лет на 15 раньше, была бы в “золотом фонде”, как более ранние фильмы Нечаева. Может, лучшим работам и уступает, но в общем контексте смотрелась бы органично.

Кадр из "Сверчка за очагом"
Кадр из "Сверчка за очагом"

Хотя конфликт в “Сверчке за очагом” слабоват. Молодая девица не хочет замуж за пожилого фабриканта. Не хочешь - не ходи. Но 1840-е не самое подходящее время для построения карьеры бизнес-леди. Вот и приходится пристраиваться. А из богатого мужика не первой и даже не третьей молодости решили сделать главного злодея. Хотя мне он показался наоборот самым адекватным. Подруга невесты (между прочим, замужем за мужчиной сильно старше себя) за чаем начинает язвить, как хорошо быть с молодым человеком, а не со старой развалиной. А тот лишь смеется себе. Ну а что тут удивительного, что джентльмену нравится молодая? Всем нравятся. Кроме Эмманюэля Макрона и Прохора Шаляпина.

А теперь отвлекитесь от зимней Англии и узнайте больше о современных пожарных машинах.