Найти тему

ПРОБЛЕМЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В девятнадцатом веке одной из основных функций государственного образования была подготовка нравственного гражданина. Основные христианские ценности были включены в учебную программу и преподавались как истины наряду с чтением, письмом и арифметикой. С плюрализацией культур в западном обществе, уменьшением общей христианской традиции и распространением постмодернистского представления о том, что ценности перспективны, эта функция образования постепенно сходит на нет. Разговоров о ценностях стали избегать. Однако быстро стало очевидно, что ни одна социальная группа, например, школа, не может с выгодой для себя игнорировать все ценности, просто заменив их правилами и рекомендациями по поведению. Поэтому возникла проблема поиска того, что педагоги по мультикультурной программе могут предложить детям.

За последние пятьдесят лет было испробовано несколько подходов к нравственному воспитанию, с разным успехом. Ценностное воспитание было введено как способ помочь молодым людям задуматься о своих ценностях в совершенно неосуждающей манере. Обсуждались сценарии, связанные с выбором ценностей, но, чтобы избежать любого намека на индоктринацию или навязывание детям какого-либо одного набора ценностей, конечным выводом всегда было то, что "не существует правильных или неправильных ответов". Это институционализировало релятивистскую позицию, что привело к тому, что некоторые ученики стали считать расовые предрассудки или списывание на экзаменах таким же выбором, как и выбор профессии.

В 1970-80-х годах психолог Лоуренс Колберг разработал теорию стадий морального развития, которая была принята в качестве плана для нового вида морального воспитания. Теория Колберга предполагает, что характерной чертой тех людей, которые достигли более высоких уровней морального развития, является их способность хорошо справляться с дилеммами. Вдохновленные этим, педагоги представляют дилеммы, в которых главный герой должен сделать выбор между двумя хорошими (или двумя плохими) ценностями, и побуждают молодых людей обсуждать причины, по которым герой должен поступить X или Y. Это способствует моральному мышлению участников, тем самым стимулируя их моральное развитие и, в конечном счете, переходящее в моральное поведение. Однако такой подход представляет все как дилемму, выбор между двумя правами или двумя неправдами. Он также склонен к чрезмерной интеллектуализации природы принятия моральных решений.

Наконец, самым последним (но, возможно, и самым классическим) новшеством в области нравственного воспитания является воспитание характера. Основываясь на аристотелевских представлениях о добродетели и образовательном подходе древних греков, Томас Ликона и другие авторы разработали популярную модель, в которой такие добродетели, как честность, смелость, добросовестность и щедрость, прививаются учащимся от детского сада до старшей школы путем моделирования, дидактических историй и программ поощрения хорошего поведения, таких как "школьный гражданин месяца".

Воспитание характера направлено на то, чтобы дать учащимся достаточно знаний о том, что такое добродетели и пороки, чтобы они действовали добродетельно и не допускали пороков в повседневной жизни. Это является значительным улучшением по сравнению с отсутствием разговоров о ценностях в классе, но это все еще проблематично. Даже Аристотель признавал, что добродетельный поступок - это не просто знание добродетелей. Вся хитрость заключается в их применении - совершении правильных поступков в правильное время и правильным образом. Этого нелегко достичь, и это не поддается простому обучению. Как отмечал еще Платон в своем диалоге "Мено", нравственное воспитание - это не то же самое образование, что образование в области математики или истории, где конечной целью является приобретение знаний. Нам нужно практиковать и применять добродетели, и при этом мы сталкиваемся с беспорядочностью жизни. Всегда ли так ясно, что такое уважение, мужество, честность или как мы демонстрируем добродетель в действии?

Сторонники PwC поддерживают подход морального исследования как для маленьких детей, так и для подростков. Что действительно отличается в зависимости от возрастной группы, так это используемые материалы и задаваемые вопросы. Мы не задаем восьмилетним детям вопросы о смертной казни или реформе системы социального обеспечения. Моральное мышление учеников начальной школы вращается вокруг реальных для них проблем: Как мы должны относиться к новому ребенку, который странно одевается? Почему списывать на контрольной работе нехорошо? Можно ли оставить деньги на обед, которые мы нашли в коридоре? Должен ли я проявлять уважение к учителю, который меня принижает?

-2

Настаивать на том, что дети слишком малы или слишком впечатлительны, чтобы самостоятельно думать о философских, и особенно моральных вопросах, или что мы просто запутаем их, значит лишать наших молодых людей важной возможности приобрести инструменты для лучшего мышления и лучшей жизни с другими. То, как мы проживаем свою жизнь, - это главный выбор, который мы делаем. Ничто не имеет большего значения в великой схеме вещей. Родители, даже (или особенно) самые любящие, должны поощрять своих детей становиться самостоятельными личностями. Философский поиск может помочь и им, и их детям в этом стремлении.