Несколько слов о том, кому дано право судить и не только
Бывает, что нам рассказывают историю, после которой не терпится вынести свой вердикт: принять чью-то сторону или осудить. Каждый день к такому выбору нас подвигают СМИ, социальные сети, коллеги, да и сама жизнь. Мудрые не спешат. Подумают. Промолчат. Они помнят библейскую заповедь: не судите, да не судимы будете… Отсыл к святому писанию позволяет избежать скорых выводов. По- житейски удобно. Но есть люди, которым по долгу службы приходится судить. И от их компетентности и профессионализма зависит устойчивость государства. Они вершат закон и справедливость. Здесь и сейчас. Судья 1-го Западного окружного военного суда Владимир Аверченко занимается этой работой более 30 лет. За это время им рассмотрены сотни уголовных дел. Многие он помнит до сих пор.
…Капитан М. слыл перспективным офицером. С отличием закончил военный вуз, быстро продвигался по службе. Был назначен на вышестоящую должность. Открывались хорошие возможности: поступить в военную академию или остаться на месте, дожидаясь звания подполковник. Но капитан выбрал «третий» путь. Стал… брать взятки. И вскоре погорел. В итоге – суд, лишение воинского звания и свободы. Эта история произошла ещё в конце 90-х. А запомнилась она судье Аверченко, который рассматривал это дело, своей абсурдностью. Молодой человек сломал свою судьбу из-за каких-то полутора сотен долларов. Он получил их за справку, которую выдал просителю, используя служебное положение. Случилось как в той пословице: коготок увяз – всей птичке пропасть.
Ещё один памятный случай из практики судьи Аверченко касался смерти военнослужащего. Она наступила в результате «приёма» солдата в краповые береты. Тогда исполнение не писанной в уставе «традиции» привело к гибели молодого человека: вслед за символическим вроде ударом по телу потерпевшего, последовала остановка сердца и трагедия. Кто виноват? Что это было: неуставные взаимоотношения или случайность? Чтобы разобраться в этом деле, судье пришлось изучить нюансы межличностных отношений в коллективе, заслушать свидетелей, назначить экспертизу, пригласить на заседание медиков, не говоря уже о соблюдении всех процессуальных тонкостей. И лишь затем произнести «Именем Российской Федерации…».
До оглашения приговора судья обязан положить обстоятельства дела на символическую чашу весов, где с одной стороны возмездие и наказание, а с другой – справедливость. При этом обязательно должен быть соблюдён принцип беспристрастности, со времён эпохи древней Греции связанный с именем богини Фемиды. Перед ней все должны быть равны: и боги, и люди. Не зря Фемиду по сей день изображают с повязкой на глазах.
Эти и другие незыблемые принципы работы судебной системы Владимир Аверченко усвоил ещё в годы учебы в Харьковском юридическом институте. В середине семидесятых его туда направили в числе десятка таких же, отслуживших срочную службу, парней из Псковской области. Из всех кандидатов вступительные экзамены выдержали только трое. А после окончания вуза молодой ди пломированный специалист вернулся работать следователем прокуратуры в родные Великие Луки. Затем судьба увела его много восточнее – на стройку Байкало-Амурской магистрали. Там-то и начался офицерский этап службы Владимира Аверченко. Первая должность в военном суде гарнизона города Тында – судебный секретарь. Затем – член военного трибунала Чегдомынского гарнизона, председатель военного трибунала Амурского гарнизона.
С Дальним востоком Владимир Аверченко простился в 1990 году. Получил назначение в Ленинградский окружной военный суд. И в Северной столице наведался в газету округа. Познакомился с журналистами в погонах, предложил несколько тем для публикаций. Тогда в печати часто выходили материалы под рубрикой «Из зала суда». Они вызывали интерес у читателей, как и любая криминальная хроника. Но смысл сотрудничества с военной газетой теперь уже член военного трибунала окружного суда Аверченко видел не в том, чтобы клеймить позором казарменного хулигана или проштрафившегося прапорщика – статьи в военной газете об осужденных выходили чаще с измененными личными данными участников, – а в профилактике преступлений и происшествий. Их вал тогда только нарастал. Преступность захватывала всю страну, просачиваясь в казарму, пыталась разъедать и офицерский корпус. При содействии военного судьи в газете «На страже Родины» более чем за три десятилетия вышла едва ли не сотня материалов на самые различные правовые темы. Причём из них единицы, когда рассматривал дело сам Аверченко.
– Пусть хоть один человек, прочитав задумается, к чему может привести нарушение закона, – неизменно повторял Владимир Дмитриевич, поясняя журналистам обстоятельства того или иного уголовного дела.
В редакции нет сведений о том, кого и когда в результате тех публикаций удалось уберечь от опрометчивых поступков. Но и в том, что интервью и статьи с участием людей в мантиях были и остаются интересны читателям военной газеты и полезны – сомнений тоже нет. Благодаря многолетнему сотрудничеству судьи Аверченко с редакцией в газете округа регулярно выступали представители судейского корпуса: от судьи гарнизона и председателя 1-го Западного окружного военного суда, до судьи Верховного суда Российской Федерации. Они разъясняли позицию суда, комментировали правоприменительную практику. К 80-летию Великой Победы в газете вышли материалы, посвящённые Нюрнбергскому процессу и преследованию в послевоенные годы нацистских преступников. По сути, полковник юстиции в отставке Владимир Аверченко с 1990 года добровольно выполнял задачи и функции пресс-службы окружного военного суда. Ибо, откроем маленький секрет, – в его штате такой структуры и по сей день не имеется.
В день выхода этого номера газеты Владимир Аверченко отметит свой 70-й день рождения. И коллектив нашей редакции от всей души поздравляет Владимира Дмитриевича с юбилеем. Года это богатство, а возраст – пьедестал. Спасибо вам за помощь и терпение, Владимир Дмитриевич! Добавлю, что за многолетнее сотрудничество с военной печатью начальник Департамента информации и массовых коммуникаций Минобороны России генерал-лейтенант Игорь Конашенков наградил судью 1-го Западного окружного военного суда Владимира Аверченко Почётной грамотой.
Сергей МАРТЫНКЕВИЧ
Санкт-Петербург