Найти в Дзене

Если ребенок не понимает речь - первые шаги

Если у ребёнка нулевой уровень понимания речи - он не воспринимает слова окружающих, редко реагирует на свое имя, но может реагировать на интонации запрещения или поощрения.

Такому ребёнку, вне зависимости от возраста и уровня развития, необходима альтернативная коммуникация.

Глагольный словарь с реальными изображениями.
Глагольный словарь с реальными изображениями.

И всегда встаёт вопрос - с чего начинать родителям в домашних условиях, в естественных жизненных ситуациях. Как сделать жизнь ребёнка и семьи более комфортной. Как помочь ребёнку в освоении речи в рамках альтернативной коммуникации.

Давайте разбираться.

1. При нормальном развитии понимания речи ребёнок узнает слова в знакомых ситуациях - повторяющиеся действия, инструкции, используемые предметы, игрушки, реакции окружающих.

Поэтому, мы всегда начинаем с перечня ежедневной активности ребёнка - приём пищи, прогулка, переодевание, туалет, досуг. И создаём первый коммуникативный альбом с фотографиями и названиями рутинных видов деятельности и связанных с ними предметов (есть, гулять, купаться, парк, качели, магазин, к бабушке), то есть с того, чем уже наполнена жизнь ребёнка.

Пример фотографий с привычными ситуациями для коммуникативного альбома.
Пример фотографий с привычными ситуациями для коммуникативного альбома.

2. Фотографии на первых этапах предпочтительнее рисунков. Слова, которыми мы подписываем фото, из лексикона близких. Если мама говорит, - "идём кушать", значит фотография ребёнка, сидящего за столом, с тарелкой, будет подписана словом "кушать".

3. Распечатав подписанные фото, мы начинаем сопровождать каждую смену деятельности её фотографией. Например, вечером, подготовив всё в ванной комнате, мы показываем ребёнку фото и говорим, - "идём купаться".

Пример фотографии с естественной жизненной ситуацией.
Пример фотографии с естественной жизненной ситуацией.

4. Систематическое использование фотоальбома делает жизнь ребёнка более понятной и предсказуемой, фиксируя внимание на конкретном событии и его названии, помогая запоминать слова в знакомых комфортных ситуациях.

Пример фотографий с занятиями коммуникативно-игровой терапией.
Пример фотографий с занятиями коммуникативно-игровой терапией.

5. Сделав использование фотоальбома постоянным и привычным, мы добавляем туда фотографии новых мест, событий и действий (поездка на дачу, другой магазин, неизвестный парк, детский центр), знакомя ребёнка с новыми словами, предметами и видами деятельности.

Пример двух новых сезонных событий, опорой в которых является предмет - ватрушка (в парке, на горке, кататься) и лошадь (кататься, кормить, смотреть).
Пример двух новых сезонных событий, опорой в которых является предмет - ватрушка (в парке, на горке, кататься) и лошадь (кататься, кормить, смотреть).

6. По окончании события, мы можем закрепить новый опыт, ещё раз посмотрев фото и повторив с ребёнком, что это было. А по окончании дня можно вспомнить и рассмотреть все события из фотоальбома, проговорив, что было сегодня и что ждёт его завтра.

Пример фотоальбома с яркими событиями дня, которые являются фиксаторами для структурирования времени.
Пример фотоальбома с яркими событиями дня, которые являются фиксаторами для структурирования времени.

7. Со временем таких коммуникативных фотоальбомов может быть несколько - для домашних рутин, для досуговых мест и развлечений, для различных занятий со специалистами, для изучения нового, для подготовки к неприятному. Все это будет помогать нам формировать такие базовые коммуникативные навыки, как - выполнение инструкции, адекватная реакция на смену деятельности, следование режиму.

Об этом мы будем рассказывать более подробно в других статьях.

Автор: Омарова Галина Владимировна, руководитель Ресурсного центра АДК Ярославской области.