Найти тему
Центр Архэ

Курсы о мозге и нейронауках

В нашем центре прошло уже более 150 различных курсов. В этой подборке - курсы, посвященные наукам о мозге - об устройстве мозга, о механизмах сна, памяти, "химии" мозга, потребностях человека и поведении, связанных с мозгом.

Лектор - Вячеслав Дубынин, доктор биологических наук, профессор кафедры физиологии человека и животных Биологического факультета МГУ:

Нейрофизиология: как работает наш мозг (14 лекций)

Вы узнаете о механизмах работы отдельных нервных клеток, нейронных сетей и структур головного мозга человека, последствиях их повреждений, способах изменения активности. Мы поговорим о механизмах памяти, эмоций, внимания, зрения и слуха; рассмотрим пути влияния на мозг нейролептиков, анальгетиков, антидепрессантов и других основных групп психотропных препаратов. Курс базируется на лекционных циклах, читаемых автором на биологическом факультете, а также факультетах психологии и фундаментальной медицины МГУ.

Беседы об иммунитете (10 лекций)

В ходе курса мы на весьма детальном уровне обсудим взаимодействие и борьбу иммунной системы человека с различными вирусами и, прежде всего, с COVID-19. Будут рассматриваться жизненные циклы наиболее важных и характерных (с научной и медицинской точек зрения) вирусов, механизмы действия противовирусных препаратов, базовые принципы вакцинации. Особое внимание будет уделено влиянию вирусов на различные системы нашего организма (легкие, сосуды, мозг) – в том числе, в ситуации цитокинового шторма.

Иммунитет глазами физиолога (5 лекций)

Важнейшее условие эффективного иммунитета – тесное взаимодействие между обеспечивающими его типами клеток (макрофагами, В-лимфоцитами, Т-хелперами и т.д.). Взаимодействие это реализуется за счет выделения особых веществ – цитокинов, по функциям во многом сходных с гормонами и медиаторами (сигнальными молекулами эндокринной системы и мозга). Именно этот аспект деятельности иммунной системы и будет преимущественно рассматриваться в рамках предлагаемого курса.

Нейрофизиология поведения (6 лекций)

Мы поговорим о значимости потребностей как факторов, запускающих и поддерживающих поведенческую активность, наполняющих реакции организма адаптивным, приспособительным смыслом. Удовлетворение потребностей создает позитивный эмоциональный фон — основу для процессов обучения, формирования кратковременной и долговременной памяти. По результатам курса слушатели получат краткое, но достаточно полное и современное представление о тех нейрофизиологических процессах, которые лежат в основе широкого круга поведенческих и психологических проявлений как в норме, так и при развитии ряда нарушений (патологий).

Химия мозга (10 лекций)

В рамках курса в популярной форме рассказывается о принципах работы нервной системы на структурном, клеточном и молекулярном уровнях. В курсе рассмотрены: глутамат и гамма-аминомасляная кислота (главные нейромедиаторы ЦНС); дофамин, серотонин и опиоидные пептиды (нейромедиаторы, наиболее тесно связанные со сферой положительных эмоций); ацетилхолин и норадреналин (медиаторы периферической нервной системы), и десятки других интересных и важных молекул, включая глицин и стрихнин, никотин и каннабиноиды, кофеин и алкоголь.

Мозг человека: основные функции (10 лекций)

В ходе курса мы поговорим о потенциалах действия – универсальном «двоичном коде», обеспечивающем проведение информации по нейронам, а также о синапсах и нейромедиаторах, обсудим вегетативную составляющую работы мозга – принципы управления внутренними органами и алгоритмы поддержания гомеостаза, рассмотрим физиологические (и синаптические) основы кратковременной и долговременной памяти, а также основные условия эффективного обучения, обсудим, где находятся центры сна и бодрствования и как они взаимодействуют, в чем состоит функциональное назначение различных фаз сна, как работают наши «биологические часы», чем опасен дефицит сна, познакомимся с деятельностью двигательных центров мозга и механизмами формирования моторных навыков.

Мозг и потребности (10 лекций)

В рамках курса с позиций современной физиологии мозга рассматривается область биологических потребностей человека и животных. Отдельные лекции посвящены: голоду и жажде, исследовательской потребности, потребности в безопасности, родительской потребности, потребности в размножении, потребности в подражании, агрессии, стремлению лидировать. Параллельно будет вестись разговор о различных медиаторах – химических веществах, определяющих выраженность наиболее основополагающих потребностей и связанных с ними эмоций, а также общих принципах функционирования нервной системы, всего организма человека, эволюции поведения и многом другом.

Лектор - Ольга Сварник, научный сотрудник лаборатории системной психофизиологии им. В.Б. Швыркова Института психологии РАН, кандидат психологических наук:

Поведенческая и когнитивная нейронаука (8 лекций)

Поведенческая и когнитивная наука – это междисциплинарная область исследований на стыке психологии и нейробиологии (или нейронауки), имеющая много названий, в том числе, в российской традиции, психофизиология. Основная цель этого раздела науки – описание нейронных основ поведения человека и других животных, и установление соотношений психических и физиологических процессов. В рамках этого курса рассмотрены основные принципы функционирования мозга и представлено современное понимание процессов, лежащих в основе нашего поведения, субъективного опыта, ментальных процессов.

Лектор - Валерия Гершкович, научный сотрудник лаборатории нейровизуализации Института Мозга человека РАН, доцент кафедры проблем конвергенции естественных и гуманитарных наук СПбГУ, кандидат психологических наук:

Загадки памяти (5 лекций)

Память человека – удивительный феномен, который веками интересовал исследователей. Иногда люди могут вспомнить мельчайшие подробности разных событий, а иногда не в состоянии вспомнить название хорошо знакомого фильма. Подчас, вспоминая о прошедшем, люди вспоминают совсем разные детали события, а порой одинаково рассказывают «о том, чего не было». Наряду с данными о том, что мы в состоянии запомнить многое, существуют и данные, что нашей памяти нельзя доверять. В рамках курса поговорим о том, каковы современные подходы к изучению и описанию памяти в когнитивной психологии, как описывается ее устройство. Обсудим вопросы о том, можно ли доверять собственной памяти, и куда исчезает «забытое».

Лектор - Ковальзон Владимир Матвеевич, доктор биологических наук, главный научный сотрудник ИПЭЭ РАН, председатель правления НСО.

Сон и здоровье (4 лекции)

Хороший сон — необходимое условие хорошего бодрствования! Научной и медицинской общественностью доказано: качественно полноценный и количественно достаточный сон необходим не только для поддержания здоровья, хорошего настроения и жизненного тонуса, но и для функционирования нервной, сердечно-сосудистой и иммунной систем, а также оптимального выполнения ответственных профессиональных обязанностей. Утомление и сонливость при длительном бодрствовании и сменной работе чревато самыми серьезными последствиями.

Наука
7 млн интересуются