Новости такие, что хоть плачь, так что вернемся-ка лучше к нашему Достоевскому. Можете считать это моим эскапистским проектом: если писать о чем-то не хочется или хочется, но нельзя, я буду приниматься за Достоевского.
Обещала обзор экранизаций "Братьев Карамазовых", редких и не очень. Сегодня расскажу про фильм "Мальчики" 1990 года. Режиссеры Ренита и Юрий Григорьевы.
Фильм этот я раньше не видела. Недавно почитала про него, быстро промотала и пришла к выводу, что он мне не понравился. Я как-то заведомо решила, что нельзя взять и экранизировать только одну главу романа - он снят именно по десятой главе, с небольшими потом включениями из окончания романа.
Оказалось, что можно сделать хороший фильм из одной главы. Я нашла время внимательно посмотреть кино и теперь его всем рекомендую.
В фильме убраны все сцены и линии, не касающиеся Илюшечки и Красоткина (которого сыграл праправнук Достоевского Алексей). Заканчивается он похоронами Илюши и сценой у камня.
Не могу сказать, насколько достоевским получился такой узкий взгляд на роман. Без фигуры Мити (а он здесь не появляется и нет, как в американской версии, никаких домыслов по поводу его раскаяния) история с Илюшей неполная, потому что она иллюстрирует тезис Достоевского о всеобщей ответственности и ставит под сомнение утверждение о том, что Митю приговорили к каторге безвинно:
да, он не убивал отца, но он приложил руку к смерти Илюши, который не пережил нанесенного Митей отцу оскорбления и слег
Нет и другого важного момента: Алеша, вышедший из монастыря, только что желавший жить при старце, вдруг тоже считает брата невинно страдающим, забыв, что тот повинен в болезни и последующей гибели мальчика. Одноклассники Илюши, которые травили его и бросили камнем в грудь, раскаялись, Илюша их простил. А Митя не раскаялся. За него каялся Алеша, что, по Достоевскому, пустое: и потому, что чужое покаяние ничего не стоит, и потому, что только богородица могла простить убийство своего сына, а больше никто. И Алеша сам в разговоре с Иваном говорил, что генерала, который напустил на ребенка собак, надо расстрелять, а его взяли в опеку. При этом он не готов, чтобы брат Митя отвечал за Илюшечку. В том числе потому, что Алеша сам про себя знает - он тоже Карамазов, в нем тоже карамазовщина.
Вот этого в фильме Григорьевых нет. Но есть хороший стройный рассказ о детях тех лет, детской дружбе, раскаянии.
Едва ли не больше всего меня в этом фильме удивило, как удалось его снять в такое время. Девяностый год, все рассыпается, трещит по швам, в это время два человека снимают фильм о XIX веке с прекрасными декорациями, костюмами, звуком. Снимали будто между небом и землей, потому что земля тогда ходила под ногами ходуном.
Это кино нужно посмотреть именно за прекрасно переданную атмосферу уездного города. Среда изображена крайне достоверно и детально
Сейчас вообще для кино так точно не восстанавливают интерьеры. А тогда, смотрите-ка, у людей было время все делать добротно и с умом. Если сцена на улице - мы слышим уличную акустику, шум дорог, пение птиц, скрип дверей где-то вдалеке. Если разговор в кирпичном доме, мы слышим голоса не так, как они звучат в деревянном. Костюмы тоже все очень хорошие, правдоподобные. А, главное, 30 лет назад костюмеры знали, что нельзя выпускать актера в свежевыглаженном костюме, пошитом из новой ткани: не может же весь город ходить в новом и выглаженном?,
Удивительнейшая по современным меркам работа. Как быстро мы от такого отвыкли! Время передано очень хорошо: мы видим и слышим XIX век.
Играют тоже хорошо. Видно, что не под рекламу и отбивку. Что актеры не торопятся, ничего не обрезается под требование продюсера снимать концентрированно и под прихоти телезрителя, который ставит кино на паузу уже через 10 минут, если на экране нет "экшэна". Всего 30 лет прошло, а какая пропасть!
Особенно бросается в глаза детская игра. Сейчас просто не снимают кино с хорошей детской игрой, во всех современных фильмах почти без исключения дети играют крайне плохо. А здесь - прекрасно.
Наверное, дело в том, что раньше много репетировали, снимали мало дублей, так как пленка была дефицитная
Еще я не раз видела, вживую и в репортажах, как снимают теперь кино: в перерывах актеры сидят в телефонах, постят картинки в Инстаграме. Может, в этом ничего такого и нет: сейчас в телефонах сидят, раньше в шашки играли. Но мне кажется, что, все-таки, не очень это полезно для актерского настроя. Особенно - детского.
Взрослые в фильме тоже хорошо играют. У каждого из центральных взрослых персонажей, а их два, Алеша Карамазов и отставной штабс-капитан Снегирев, получился свой оригинальный образ. Алеша на редкость удался, пока из всех, мною увиденных, это, кажется, самое тонкое воплощение роли. Алеша получился светлым, красивым (у Достоевского он красивый, его хотела соблазнить Грушенька) и очень легким. Легкая душа. Актер Дмитрий Черниговский
Снегирев немного не каноничен. В фильме это просто бедный любящий отец. А Достоевский придумал капитана Снегирева пьяницей, который "очень хочет тебя ударить, но боится". Тем не менее, этот капитан Снегирев прекрасен. Бедное достоинство. Актер Евгений Ташков
Фильм этот посмотреть рекомендовала бы в первую очередь для того, чтобы изумиться, как тогда, без денег и крепкой почвы под ногами, могли снимать. Можете прямо сейчас и посмотреть: в центральных регионах жара, никуда ходить не хочется. А фильм такой, знаете... как камертон, настраивает на размеренный провинциальный ход жизни. И, несмотря на тяжесть темы (доведение ребенка до гибели), оставляет светлое легкое ощущение этой вот прошлой тихой жизни, где никто не суетился, где все говорили медленно и вполголоса и где дети называли друг друга на "вы".
*** Увы, репортажа из Скотопригоньевска пока не будет: поездку в Старую Руссу пришлось отменить, бронь отеля снять: мы в петербургской поликлинике собираем справки к школе, постоянно туда надо ездить - плюс трава прет в огороде, ее - полоть, так что немного перенесли, иначе огород зарастет - пропадут все мои труды...