Найти тему
Ксения Арно

Шпионские игры

НУ, вот, как и обещала, продолжение.

На защиту диссертации пришел народ. И знакомые, и незнакомые.

В жюри я предусмотрительно пригласила декана факультета славистики из Сорбонны.

Как чувствовала.

В пятницу защитилась, а в понедельник мне позвонил журналист из "Фигаро" и предложил записать интервью про "Легенду о Новгороде". Мол, затесался в зал, все слышал, впечатлился. Я согласилась с условием, что автора подделки прямо называть не будут. Не люблю почем зря людей обижать. Дело прошлое.

Интервью вышло большой статьей, на весь газетный лист.

И началось.

Намек все поняли: кто нашел и продал - тот и сфабриковал. А болгарский поэт в это время занимал пост атташе по культуре при болгарском посольстве в Париже. Он звонил мне и обвинял в клевете. Подсылал своих людей с угрозами и требовал написать опровержение. Мой научный руководитель тоже занервничал - "Легенду о Новгороде" со времени ее чудесной находки успели опубликовать три раза. Все заинтересованные лица - наследники Сандрара, издатель и он сам, как главный редактор - получили неплохой доход. И тут - такой облом. И тень на репутацию.

Издатель во всеуслышанье объявил, что провел расследование, и никакой я не филолог, а самозванка и шпионка. И компетентным мой анализ считать нельзя. Как выяснилoсь, они звонили в мой родной универ в Академгородке, и там им ответили, что такой студентки у них нет. Ясень пень, я к тому времени уже училась в Париже.

Болгарский поэт кричал, что в его лице я очернила всю Болгарию, что я русская шпионка, и все это - происки врагов.

Назревал дипломатический скандал.

Газета заявила, что готова идти в суд. Но болгарский поэт почему-то туда не спешил.

Швейцарский коллекционер, который купил "Легенду о Новгороде", тоже оживился и прислал своего человечка - просил передать ему копию диссертации с анализом подделки. Я ответила, что если ему так это необходимо - пускай обращается лично. Человечек засуетился:

- Поймите! Это очень. Очень. Очень богатый человек. Он не может встретиться с вами лично.

- Что, - говорю, - думаете, богатство - это заразно? Опасается, что от него подхвачу?

Так и не дала. Мне-то хотелось на оригинал посмотреть, руками потрогать.

На просторах интернета велись баталии. Одни нападали, другие защищали.

Я написала лишь один пост: сказала, что имен никогда не называла, никого ни в чем не обвиняла, а всем желающим оценить мою компетентность посоветовала обратиться к моей диссертации, которую можно найти в любой университетской библиотеке. И попросила больше не беспокоить.

И тут, сюрпризом, один ученый, лингвист, специалист по шрифтам, из главного французского исследовательского центра, встал на мою защиту. Он, по иронии судьбы, тоже был болгарин. Но правду любил пуще прочего. И написал своим коллегам: именно они в 90-е и создали компьютерный шрифт "Ижица", которым выполнена обложка. Ответ пришел быстро: вне всякого сомнения, экспертиза верна.

Подделка.

И тогда мне позвонила дочь Сандрара.

Полчаса мы говорили по телефону. Она, несмотря на преклонный возраст, до сих пор сохранила железную хватку, еще со времен своей журналистской карьеры. Она обвиняла, пыталась оскорбить и спровоцировать на агрессию - я стояла как в 41-м под Москвой.

В соседней комнате сидели и терпеливо ждали, когда же мы закончим, мама, папа, сестра, бабушка и мой без пяти минут муж: через две недели у нас была назначена свадьба, и дел было невпроворот. Последняя примерка, план столов на сто человек, памятные сувениры гостям и заказ номеров в гостинице.

Он, наверное, сто раз пожалел, что когда-то, в первые дни знакомства, подарил мне эту книжицу. Но поддерживал меня, как мог. Иначе я бы не выстояла.

Я вышла после разговора опустошенная, без сил. Решили забить на примерку и поехали ужинать в ресторан, на Сен-Мишель. Заказали морепродукты. Сидим. Ждем. Мама скучает, смотрит по сторонам. И вдруг оживляется:

- Ой, Ксюш, смотри - фотограф! У вас тоже туристов снимают и фото им потом продавать подходят?

- Да где?!

- Ну, вон, в тех кустах, за решеткой. И фотоаппарат у него такой огромный, дорогой, наверное. Только странно, что без вспышки фотографировал. Вечер же, темновато.

Сначала недоумевала - чем же я заинтересовала этих ребят? А потом картинка сложилась. По случайному совпадению, в то же время в какой-то арабской стране взяли в заложники и обвинили в диверсии болгарских медсестер. Им грозила смертная казнь. Франция и лично тогдашняя жена президента выступила гарантом в конфликте. И тут такой дипломатический скандал - болгарского атташе обвиняют в фальсификации. Решили подстраховаться.

Проверку я, судя по всему, прошла, потому что больше меня не беспокоили.

Где-то в архивах есть мое досье.

С фото.

Интересно, хорошо ли получилась?

Хотя, меньше знаешь - лучше спишь.

А поэму "Легенда о Новгороде" из полного собрания сочинений Сандрара все же убрали.

Вот такая история.