Найти в Дзене
NK

3 великие роли Алисы Фрейндлих

8 декабря родилась наша замечательная актриса - Алиса Фрейндлих. В этот день хочется вспомнить о Великих ролях Великой актрисы. Речь здесь пойдет о тех образах, которые на мой субъективный взгляд являются одними из лучших вообще в истории исполнительского искусства, а не только в творческой биографии Алисы Бруновны. 🎭 Мария Антуанетта - спектакль "Люди и страсти" (реж. И. Владимиров) Первой в этой очереди стоит роль Марии Антуанетты в спектакле Ленинградского театра имени Ленсовета, в котором много лет работала Актриса. Само сценическое произведение представляло из себя своеобразную компиляцию из фрагментов пьес немецкий драматургов. В этой постановке Алиса Бруновна исполняла сразу несколько важных и вспомогательных ролей, а также пела зонги, разделяющие сцены. Её персонажами здесь были Уриэль Акоста ("Уриэль Акоста" К. Гуцков), королева Елизавета ("Мария Стюарт" Ф. Шиллер) и, собственно, Мария Антуанетта ("Вдова Капет". Л. Фейхтвангер). Удивительно пронзительна сама композиция спект

8 декабря родилась наша замечательная актриса - Алиса Фрейндлих. В этот день хочется вспомнить о Великих ролях Великой актрисы.

С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ, ВЕЛИКАЯ АЛИСА!
С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ, ВЕЛИКАЯ АЛИСА!

Речь здесь пойдет о тех образах, которые на мой субъективный взгляд являются одними из лучших вообще в истории исполнительского искусства, а не только в творческой биографии Алисы Бруновны.

🎭 Мария Антуанетта - спектакль "Люди и страсти" (реж. И. Владимиров)

Первой в этой очереди стоит роль Марии Антуанетты в спектакле Ленинградского театра имени Ленсовета, в котором много лет работала Актриса.

Само сценическое произведение представляло из себя своеобразную компиляцию из фрагментов пьес немецкий драматургов. В этой постановке Алиса Бруновна исполняла сразу несколько важных и вспомогательных ролей, а также пела зонги, разделяющие сцены. Её персонажами здесь были Уриэль Акоста ("Уриэль Акоста" К. Гуцков), королева Елизавета ("Мария Стюарт" Ф. Шиллер) и, собственно, Мария Антуанетта ("Вдова Капет". Л. Фейхтвангер). Удивительно пронзительна сама композиция спектакля, когда в буквально следующих друг за другом отрывках Актриса играет королеву, отправляющую другую на казнь, и королеву, отправляющуюся на казнь.

📸: официальный сайт театра им. Ленсовета
📸: официальный сайт театра им. Ленсовета

Алиса Бруновна подобрала невероятно точную интонацию для своей героини. Женщина испытывает невероятные по силе эмоции, ведь ей объявляют смертный приговор и везут на эшафот, но она находит в себе силы, пусть и с трудом, чтобы выдерживать это испытание и не показывать окружающим свои истинные переживания королевы. Потрясающе живой образ, удивительно настоящий и пронзительный.

Пожалуй, самым ярким здесь оказывается именно МОНОЛОГ Марии Антуанетты, которая едет в повозке. Этот фрагмент производит невероятное впечатление на зрителя, а Алиса Бруновна в нем достигает просто невозможных вершин исполнения образа. Но ещё я бы обратила особое внимание на сцену приготовления королевы к своему последнему и самому трудному пути: как она красит губы и наводит румяна - замечательно точно.

Конечно, я не могла увидеть это чудо, что называется, в живую. Но, к счастью, существует телеверсия этой постановки, которую сегодня довольно легко можно найти на просторах глобальной сети. Я вам рьяно рекомендую посмотреть хотя бы монолог Марии Антуанетты из этого спектакля. И в свою очередь боюсь даже представить какое впечатление производила Актриса на зрителей при непосредственном контакте с ними в зале, если её игра оказывает такое мощное влияние сквозь экран спустя столько лет.

🎬 Жена Сталкера - х/ф "Сталкер" (реж. А. Тарковский)

Следующим пунктом в нашем списке значится кинообраз. Если брать во внимание количество сцен, в которых занята Актриса в этом фильме, то объем этой роли не велик. Но если отталкиваться от содержания, заложенного в образе жены, то это, пожалуй, одна из самых объемных фигур в "Сталкере".

-3

В этой картине есть две потрясающие сцены с участием Алисы Бруновны. Вначале фильма Жена Сталкера сопротивляется его очередному путешествию в зону. Их объяснения заканчиваются трудной и мучительной сценой женской истерики, которую блестяще натурально исполнила Актриса. Надо сказать, что на съемках дело закончилось её настоящим обмороком, так по-настоящему она отдавалась роли.

И, конечно, невообразимый, пронзительный и тонко сыгранный финальный монолог жены Сталкера. Пожалуй, именно этот фрагмент можно показывать всем студентам мира, как пример идеальной актерской игры. Алиса Бруновна не использует в этой сцене никаких внешних исполнительских приспособлений, здесь всё построено на душевном движении, на интонациях и паузах.

Актриса произвела неизгладимое впечтление на киногруппу в образе жены Сталкера ещё на уровне кинопроб. Есть версия, что Андрей Тарковский хотел даже оставить именно тот материал в конечном варианте картины, так как боялся, что Алисе не удастся вновь повторить эпизод на таком же уровне, но она входила в образ столько раз, сколько это было необходимо и покоряла своим мастерством вновь и вновь. Георгий Рерберг (первый оператор картины) вспоминал: "Алиса сыграла просто потрясающе: на статичном крупном плане выдала два дубля абсолютно убойных. Один лучше другого".

🎭 Улья Рихте - спектакль "Волнение" (реж. И. Вырыпаев)

И, наконец, третья роль в спектакле, который спродюсировал внук Алисы Бруновны - Никита Владимиров. Специально к юбилею Актрисы Иван Вырыпаев написал пьесу и сам её поставил на сцене БДТ им. Товстоногова.

Сегодня из-за сложной международной ситуации показывать это произведение в стенах театра оказалось невозможным, но в Интернете существует его запись. Сразу должна предупредить, что в зрительном зале впечатление от спектакля видится намного мощнее, говорю это как свидетель.

📸: официальный сайт БДТ
📸: официальный сайт БДТ

Алиса Бруновна здесь играет писательницу, у которой выходит новый роман, и она дает интервью польскому журналисту. Конечно, вся эта ситуация не столь прямолинейна и суха, но скелет истории именно такой.

Вообще же этот спектакль о природе творчества, о том, что для большого художника миф представляется значимее, чем факт. И Алиса Бруновна, будучи повелительцей воображаемых миров, с невероятной точностью передает это состояние творца. Её героиня становится как бы художником или писателем самой жизни.

В своей статье, посвященной этой постановке, один из лучших современных театральных критиков Павел Руднев называет Алису Фрейндлих "умопомрачительно величественной и божественно прекрасной". И это тоже влияние Актрисы на зрителя через спектакль. Влияние Актрисы, которой подвластно, кажется, всё: классика и современные образы, положительные и отрицательные герои, персонажи любых времён и пространств.

Однако, здесь невозможно также не заметить, что Алиса Бруновна являет собой такой масштаб личности, что любой драматургический материал начинает играть по её законам. Она и в этот раз словно дописывает свою роль, наполняет её такой невозможной глубиной, за которой можно только нырять, отбросив в сторону жалкие критические потуги.

Алиса Фрейндлих своими словами. Искусство и творчество
Настя ПРО культуру3 июня 2022
Алиса Фрейндлих глазами современников. Друзья и коллеги
Настя ПРО культуру10 мая 2022