Найти тему
Аркив

О «примитивности» древнего искусства

Переодически встречаю мнение о примитивности древнего искусства: якобы оно не идёт ни в какое сравнение с работами античных мастеров и художников эпохи Возрождения.

Можно долго на эту тему дискутировать. Но лучше я просто покажу вам две крайне известные вещи.

1) Парная известняковая статуя царевича Рахотепа и его жены Нофрет.

Парная известняковая статуя царевича Рахотепа и его жены Нофрет (Древний Египет, XXVII век до н. э.)
Парная известняковая статуя царевича Рахотепа и его жены Нофрет (Древний Египет, XXVII век до н. э.)

Когда рабочие вскрыли одно из захоронений в Мейдуме (в 100 км от современного Каира) и осветили его фонарями, они увидели глаза, пристально всматривающиеся в них из темноты древней гробницы. Суеверные люди в ужасе разбежались, а Каирский музей получил в своё распоряжение это чудо авторства неизвестных нам древних мастеров.

Да, позы двух супругов чересчур статичны и зажаты. Однако самое важное в них — эти самые глаза. Их живую, гипнотическую красоту не передаёт ни одно фото. Они сделаны из горного хрусталя и алебастра и закреплены в медных конусовидных вставках.

Но не глазами едиными. На известняковых лицах даже сквозь экран отчётливо проступают черты глубокого психологизма, который с таким поразительным мастерством в них вложил безымянный скульптор. Поэтому статуи Рахотепа и Нофрет до сих пор полны энергии и несут свою яркую индивидуальность сквозь века.

Фанфэкт: белый цвет диадемы на голове Нофрет имитирует серебро, которое в Древнем Египте было большой редкостью и ценилось в разы дороже золота.

2) Статуя древнеегипетского писца Каапера.

Статуя писца Каапера (Древний Египет, XXVI век до н. э.)
Статуя писца Каапера (Древний Египет, XXVI век до н. э.)

Вторая работа — изготовленная веком позже статуя древнеегипетского писца Каапера, прозванная среди обнаруживших её рабочих Шейх аль-Белед (с араб. — деревенский староста). Та же статичная поза, те же хрустальные «живые» глаза, та же уверенность и чувство собственного достоинства на лице. Однако материал — гораздо более податливый сикомор. Он позволил художнику показать невероятное внимание к деталям: мелким морщинкам на лице, складкам на боках, полноватым ногам, выдающемуся животу... Более того, некоторые исследователи считают, что на одном глазу Каапера можно заметить первое в истории изображение катаракты.

Ну и да, напомню, что обе статуи были
изготовлены ок. 50 веков назад, когда на территории современной Европы люди селились в соломенных хижинах, а до появления протославянского языка оставалось ещё более двух тысяч лет.

Друзья, я стараюсь делать полезный и интересный контент. Если вам он понравился, не поленитесь и поддержите публикацию лайком и комментарием. Это очень важно: только от вас зависит продвижение материалов на Дзен!