Сегодня свое 60-летие отмечает один из самых известных советских тракторов – К-700 «Кировец». В 5:30 утра 13 июля 1962 года была завершена сборка первого образца, и слесарь Сергей Катыкин выгнал его из цеха. Меньше года понадобилось коллективу Кировского завода под руководством конструктора Виталия Поляченко на путь от эскизного проекта до ходового образца.
Несмотря на то, что советским конструкторам пришлось отталкиваться от продукции John Deer, визуально трактор получился оригинальным. Причем, первоначально, если опираться на макет, он должен был иметь иное оформление передней части с горизонтальными решетками «а-ля» МоАЗ. Однако в металле воплотили уже другой дизайн.
Изначально К-700 «Кировец», относился к 5 тяговому классу. Подобной техники СССР на тот момент не было, а потому на новый трактор возлагались большие надежды. По предварительным расчетам новичок должен был возделывать в 2,5 раза больше площадей, чем ДТ-54, который в то время был самым массовым трактором советских аграриев.
В качестве основной силовой установки на К-700 предполагалось использовать 8-цилиндровый V-образный турбодизель ЯМЗ-238НБ мощностью 220 л.с, в паре с коробкой передач, имевшей 16 ступеней вперед и 8 назад. Данный тандем должен был обеспечивать рабочий диапазон скоростей от 2,9 до 33,8 км/ч.
По факту на образце трактора №3 мотор после 153,8 часов работы под нагрузкой и на заводских регулировках развил мощность в 187 л.с. при 1640 об/мин. А на образце №4 после 158,1 часа - 202 л.с. при 1667 об/мин.
Дабы не растягивать материал, приведем пару страниц с техническими характеристиками из каталога тех лет. Скорее всего – армейского.
Сказать, что трактор ждали – не сказать ничего. Всего через неделю после завершения сборки первый образец К-700 «Кировец» оказался на полях пригородного совхоза «им. А.А. Жданова», что под Красным Селом. Причем для вполне конкретных целей – вспахивать землю 8-корпусным плугом ПН-8-35.
Посмотреть на это действо собралась вся партийная «верхушка» Ленинграда и Ленинградской области.
В течение месяца были собраны еще три образца К-700 «Кировец». В процессе коротких тестов «по месту» трактора показали себя достаточно хорошо, и их решили отправить на полноценные испытания. Образцы №1 и №2 были переданы на Целинную машиноиспытательную станцию в Целинограде, а №3 и №4 уже 25 августа оказались на Северо-Кавказской Государственной машиноиспытательной станции.
Интересно, что образцы №3 и №4 не просто обкатывались в полях. Их сравнивали с другими перспективными образцами аналогичных возможностей. Кроме вышеуказанной парочки на станции испытывали два МоАЗ-542 и по одному экземпляру МАЗ-538, БелАЗ-550, а также трактор «Wagner» с двигателем Rolls-Royce.
К слову, «Кировцы» на Северо-Кавказской МИС гоняли несколько лет. 1965 году даже вышла брошюра, рассказывающая как под руководством Москота В.В. механизированное звено, состоящее из трех К-700 и трех МТЗ-50, обрабатывало 1025 га колосовых и 400 га кукурузы на силос.
К тому моменту для «Кировцев» имелись уже не только плуги ПН-8-35, но и лущильник ЛД-20. Кроме того, через сцепку СП-15 к трактору присоединялись четыре культиватора КПГ-4М или четыре сеялки СЗП-24. Ну и, конечно же, не будем забывать комбайн РСМ-10 «Ростов», с которым никто кроме К-700 работать не мог и который по возможностям превосходил самоходный СК-3 в два раза.
Впрочем, испытания выявили не только положительные моменты, но и недочеты. На образцах №3 и №4 было отмечено по 80 замечаний от технических поломок, до конструктивных просчетов. Видимо, поэтому были собраны менее десяти тракторов «с кепочкой» на кабине и обратным наклоном передней части капота. По крайней мере, образец №10 уже точно имел другую внешность.
Такой вариант оформления можно считать первым серийным - ведь именно в этом виде К-700 «Кировец» пошел в массы. Интересно, что по факту никто не помнит тракторов с этой внешностью. Несмотря на то, что их было собрано 800 единиц, до наших дней не дожил ни один экземпляр даже в виде остова.
К сожалению, установить в каком году «стильный» «Кировец» сменила его оптимизированная версия, нам не удалось. По крайней мере, на снимках 1964 года все еще фигурирует версия с кабиной, имеющей наклон передней стойки. Однако уже в 1967 году в производственных цехах видны те самые «Кировцы», какими все их помнят
Производственные мощности Ленинградского Кировского машиностроительного завода позволяли уже в 1971 году выпускать до 13 тысяч тракторов К-700 «Кировец» в год. А к 1975 году эти возможности увеличились до 20 тысяч. Зато в статистике 1976 года «чистый» К-700 не значился вовсе. Его полностью сменили более современные версии «Кировца».