Найти тему

Сколько вопросов стоит задавать ребёнку c РАС? Правило одной руки.

-А что ты ел в школе?

- С кем играл на перемене?

- Какие уроки у тебя были сегодня?

-Что вы делали на уроке труда?

Часто мы общаемся с нашими детьми, преимущественно задавая им вопросы. Наше взаимодействие похоже на допрос: мы задаём вопросы, ребёнок отвечает.

Такая форма общения понятна: мы хотим узнать важную для нас информацию и вовлечь наше чадо в диалог. Ведь часто дети с РАС не спешат сами чем-то делиться и что-то говорить. Иногда они с удовольствием говорят, но только на свои любимые темы. Так что, вопросы - самый простой способ начать общение на интересующую нас или нейтральную тему.

Вопросы полезны и важны. Но их не должно быть слишком много. При большом количестве вопросов с нашей стороны ребёнок чувствует давление, что чревато повышением уровня тревожности. Это может вызвать у него стойкое сопротивление и стремление избежать подобных разговоров. Кроме того, дети выполняют пассивную роль в такой модели общения. Общаясь таким образом, мы не помогаем им развивать стремление делиться с нами своими мыслями, эмоциями и проявлять инициативу.

Для того,чтобы наше общение с ребёнком было более естественным, приятным и не вызывало напряжения, следует придерживаться правила одной руки:

На каждый вопрос, который Вы задаёте ребёнку, старайтесь использовать четыре комментария, повтора или расширения идей ребёнка.

  • Комментарии - это ваши рассуждения или отзыв о том, что говорит или делает ребёнок. Комментарии очень разнообразны. Важно выбирать такие комментарии, которые могут вызвать энтузиазм у ребёнка,чтобы ему захотелось говорить об этом. Например, если ребёнок Вам показывает свой игрушечный самолёт, то Вы можете использовать комментарий: "Ого! Как же высоко летит твой самолёт!" Таким образом Вы приглашаете ребёнка поговорить о самолёте и о том, как он может летать. Например, ребёнок может проявить инициативу и рассказать, почему этот самолёт так высоко летит. Или он захочет добавить, что самолёт летает не только высоко, но и быстро.
  • Повторение - это когда вы повторяете слова ребёнка. Например, если ребёнок сказал "Мой мишка летит на самолёте!", то Вы можете повторить его слова, добавив подходящее междометие,чтобы выразить своё отношение и придать эмоциональную окраску высказыванию ребёнка: "Ух ты! Твой мишка летит на самолёте!" Так вы проявляете свой интерес к словам ребёнка, поощряя инициативу. Вы также помогаете ему научиться лучше понимать эмоции и способы их выражения в речи. Повтор - также очень полезная стратегия, с помощью которой вы можете мягко помочь ребёнку исправлять ошибки в речи. Например, если ребёнок говорит: "Это маленький уточка!", то вы можете повторить то же высказывание правильно, сделав ударение на окончании: "Да! Это маленькАЯ уточка!" Благодаря такому моделированию ребёнок учится постепенно употреблять слова правильно. Более директивные способы исправления ошибок ребёнка иногда могут отбить у малыша желание говорить вообще и привести к речевому негативизму.
  • Расширение идеи - это добавление новой идеи к высказыванию ребёнка. Например: если малыш сказал "Моя машина едет.", то вы можете немного расширить эту идею и добавить: "Думаю, машина едет в магазин." Иногда лучше сначала использовать повторение, а потом - расширение идеи. Тогда более высока вероятность того, что ребёнок поддержит нашу идею. Например, в том же примере с машиной можно сначала повторить слова ребёнка, а потом использовать расширение: " Ура! Твоя машина едет! Кажется, она едет в магазин." Все мы знаем, как часто наши дети с РАС зацикливаются на одном и том же паттерне игры или деятельности. Использование расширения идеи в речи может помочь им проявить гибкость и действовать более вариативно.

Итак, подеведём итоги. Во время взаимодействия с ребёнком, нам - родителям - важно не забрасывать его вопросами, а использовать также комментарии, повторы и расширение идей. На каждый вопрос приходится примерно четыре комментария/повторения/расширения идеи. Например: на один вопрос может приходиться два комментария, одно повторение и одно расширение идеи. Такое соотношение делает наше общение с детьми более естественным, приятным и вариативным.