Найти в Дзене

Авиаконструктор Лавочкин С.А и его самолеты

Картинка из свободных источников
Картинка из свободных источников

Лавочкин Семен Алексеевич (1900—1960 гг.) — один из известных советских авиаконструкторов, внесших большой вклад в развитие отечественного самолетостроения, в частности — истребительной авиации. Он известен, главным образом, созданными им истребителями ЛаГГ-3 и Ла-5 (его модификация — Ла-7). Лавочкин родился в Смоленске, обучался в местной гимназии, после окончания которой был призван в ряды Красной Армии. После службы в армии в 1920 году поступил в Московское высшее техническое училище. По окончании теоретического курса проходил преддипломную практику на заводе, где производился первый отечественный бомбардировщик ТБ-3. В 1928 году он делает первые шаги самостоятельной конструкторской работы. Получив диплом об окончании высшего технического учебного заведения, он направляется в конструкторское бюро П. Ришара. В 1920— 1930-х годах в Советский Союз были приглашены иностранные специалисты-авиаконструкторы: французы П. Э. Ришар, А. Лявиль, итальянец Р. Л. Бартини и др. Это было сделано с целью ликвидировать в кратчайшие сроки отставание отечественного производства самолетов от зарубежного. Лавочкина назначили заведующим сектором прочности. Другими заведующими в это время были: И. Артамонов — производство, Д. Хомский — технический руководитель, П. Д. Самсонов — подготовка проектов. Другие ответственные должности занимали: аэродинамики — И. В. Остославский, М. Могилевский, А. Л. Гиммельфарб; прочнисты — Г. Геленеский, С. Щербина. В качестве конструкторов работали впоследствии известные специалисты Н. И. Камов, Г. М. Бериев, М. И. Гуревич, С. П. Королев, И. В. Четвериков, Н. Скрысинский, И. А. Берлин, Д. Михайлов, В. Б. Шавров, А. С. Москалев. В 1930 году это конструкторское бюро было распущено. Ни один самолет серийно не производился. Потом Лавочкин работал под руководством В. А. Чижевского в Бюро особых конструкций; там он занимался самолетом больших высот, герметичной кабиной и оборудованием для обеспечения высотных полетов. Его разработки позже были использованы при создании других советских самолетов. В 1935 году Лавочкин совместно с С. Н. Люшиным спроектировал истребитель ЛЛ. Он имел очень хорошие, с точки зрения аэродинамики, формы: низко расположенное крыло и сиденье и даже перископ. Самолет в воздух не поднимался. Некоторое время Лавочкин работал в Наркомате авиационной промышленности. Первая значимая работа конструктора — самолет-истребитель ЛаГГ. Он был создан совместно с В. П. Горбуновым и М. И. Гудковым. Был выпущен в количестве 6528 экземпляров, начиная с 1940 года.

Картинка из свободных источников
Картинка из свободных источников

На нем сражались советские летчики с первых дней Великой Отечественной войны. Предшественником истребителя ЛаГГ-3 являлся ЛаГГ-1 (И-22). Было выпущено 100 самолетов ЛаГГ-1.

Картинка из свободных источников
Картинка из свободных источников

К тому времени уже была конкуренция, стали выходить серийно Як-1, МиГ-1. Истребитель трех конструкторов ЛаГГ-3 не выдержал конкуренции, приняли решение о прекращении его производства, тем более что он уступал практически по всем показателям истребителям Германии. Наиболее удачным самолетом-истребителем был Ла-5 с мотором А. Д. Швецова АШ-82.

Картинка из свободных источников
Картинка из свободных источников

Он использовался в течение всей Великой Отечественной войны и состоял на вооружении ВВС после ее окончания. Бомбардировщик Ту-4, доставлявший первую советскую атомную бомбу для испытания в 1949 году сопровождали истребители Ла-5. Этот истребитель выпускался большой серией — 10 000 машин. Модернизированный самолет имел обозначение Ла-7 с мотором АШ-82ФН, он был выпущен в количестве 5753 экземпляра. После Великой Отечественной Лавочкин продолжал работать над созданием истребителей, пришло время переходить на реактивные самолеты. Особых успехов в это время коллектив Лавочкина не достиг, хотя появлялись отдельные образцы самолетов, поднимавшихся в воздух: Ла-160 — построено 10 машин (мотор Jumo-004);

Картинка из свободных источников
Картинка из свободных источников

Ла-15 — первый реактивный самолет С. А. Лавочкина; Ла-150М — сентябрь 1947 года; Ла-152 — модернизация Ла-150; Ла-154; Ла-156; Ла-174 (ТК) — ТК-тонкое крыло; Ла-168 — более легкий, с меньшими габаритами, чем МиГ-15; Ла-174Д — со стреловидным крылом 37°20'; Ла-180 — строился и в версии учебного самолета — Ла-15 УТИ (1948 г.); Ла-190, Ла-200, Ла-250 — сверхзвуковые перехватчики. С. А. Лавочкин был дважды удостоен звания Героя Социалистического Труда, он — четырежды лауреат Сталинской премии, награжден тремя орденами Ленина. Имел и другие награды и отличия.

Уважаемые читатели! Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации.