Дом Мила – жилой дом был построен Антонио Гауди для коммерсанта Пере Мила-и-Кампс и его жены доньи Росы. Дом предназначался для проживания хозяев и сдачи квартир в наём.
Сейчас дом Мила принадлежит местной сберегательной кассе «Caixa de Catalunya», которая в некоторых квартирах проводит выставки. Некоторые интерьеры были восстановлены в своём первоначальном виде, в стиле 20-х годов XX века. Сюда, на чердачный этаж и террасу на крыше пускают посетителей. На остальных этажах размещаются офисы, некоторые квартиры по-прежнему занимают каталонские семьи.
После того как Casa Mila был построен? жители города не приняли его: страницы журналов пестрели карикатурами на здание, барселонцы сравнивали его с гаражом для дирижаблей, но по-настоящему закрепилось прозвище Ла Педрера (La Pedrera) — каменоломня.
Этот проект разрабатывал полностью Гауди: т.е., можно считать, что и строительство, и планировка - всё осуществлялось с нуля. Педрера – это на самом деле два дома с тремя внутренними двориками. Три фасада не то, что перетекающие один в другой, никому и в голову не приходит, что они не единое целое. И в инженерном плане, это, конечно, шедевр. Из-за того, что в конструкции отсутствуют несущие стены, планировка каждой квартиры - индивидуальна (дом в 8 этажей, на каждом своя планировка). С внешних стен нижних этажей также снята нагрузка: они держат только сами себя. Как маэстро удалось это сделать?..
Внутрь мы не заходили. Однако с его крыши можно увидеть Саграда Фамилия. Впрочем, при всех возможных и нераскрытых интерьерных достоинствах, дом снаружи действительно выглядит не очень впечатляющим. Наверно, концепция возобладала над эстетикой.
Говорят, Гауди вдохновлялся естественными горными массивами, а именно святой горой Монтсеррат, которой он и посвятил это своё строение.
Я специально оставила тот абзац, которым описывала свои впечатления от Педреры в первый визит. Но после второго, более пристального взгляда, моё мнение изменилось.
Дом Мила производит впечатление сходное с впечатлением от гор. Когда видишь их на фотографиях, они не поражают воображение, ну, может быть, отметишь внутри себя – да, красиво, пожалуй. Но стоит только оказаться у подножья горы, сразу срывает голову. Эта величественная мощь природы, потрясающая красота - такая, что не хватает ни дыхания, чтобы вздохнуть, ни разума чтобы осознать границы этого великолепия.
Так и дом Мила. Его нельзя смотреть на фотографии или из окна автобуса, или даже с противоположной стороны бульвара Грасия. К нему надо подойти вплотную, встать у подножья и запрокинуть голову вверх.
Тогда и обрушивается. Вздымается настоящая гора (ей, горе, всё равно, что у мозга случается когнитивный диссонанс: вокруг-то город, а она стоит себе, как стояла здесь тысячелетиями). Всё в ней дышит спокойствием и величественностью. Всего два цвета: естественный камень и естественная флора. Ничего не отвлекает ни ум, ни взгляд от главного.
И не зря архитектор посвятил свой проект именно горе Монтсеррат – ведь это подводная гора. «Безмолвная волна синей горы» - так назвал её Рёскин. Раньше, очень давно она росла на дне огромного спокойного океана, чьи воды нежно, как руки матери, обнимали её, придавали форму этим плавным изгибам, вселяли уверенность и умение стоять долго и терпеливо.
Оттого такие волны по фасаду, оттого так мягко обтекает дом этот угол бульвара Грасия и каррер Провенса. Оттого так причудливы решётки, подобные водорослям, смятые, словно тысячи лье под водой преломляют их.
«Природа не бывает одноцветной», потому Гауди не хотел оставлять свои творения монотонными. Красок Педрере должны были придать живые растения, вьющиеся по решёткам. Примерно так, только в гораздо большем объёме. На миг представляю себе эту роскошь посреди города – невероятно, тогда Дом Мила перестал бы быть домом и действительно стал вершиной.
Casa Mila – это монолит, можно сломать глаза, пытаясь разглядеть следы стыковки: Гауди лично следил как блоки соединяют друг с другом, чтобы создавалась иллюзия волны, сохранить этот неподвижный текучий абрис.
Недаром архитектор выбрал гору Монтсеррат в качестве прототипа своего творения. У Casa Mila – полностью религиозный фундамент. На крыше дома Гауди планировал возвести статую Девы Марии с младенцем Иисусом на руках в окружении двух ангелов. Фигура из камня, позолоты и хрусталя должна была освещать своим сиянием, благословлять собой. Причём высота статуи должна была достигать 25 метров, а всё здание под ней рассматривалось архитектором не иначе чем постамент. Вы оценили масштаб замысла? Рождённая из пены морской, вздымаясь над водами – красота и благость.
Однако когда постамент уже был готов, донья Роса, супруга заказчика, стала сомневаться в правильности принятого решения. Начало 1920-х годов было неспокойное: в Барселоне происходили взрывы. На протяжение 4-х лет каждые два (!) дня что-то взрывали: анархисты боролись против церковников в т.ч.
Испуганные заказчики отказались от прекрасной хрустальной статуи, а Гауди отказался продолжать строительство. Так что вместо ангелов на крыше появились печные трубы-рыцари и лес крестов. Дом Мила был достроен без участия своего вдохновителя, а Антонио ушёл из мирской жизни, посвятив себя отныне только одному заказчику – тому, «который никуда не торопится».
И о самом известном строении для него я обязательно расскажу в одной из следующий статей.
PS. Если вам понравилась статья, нажмите лайк. Так я буду понимать, что вам интересно. И я всегда рада поговорить: комментарии приветствуются.