Чёрные "приоры" наглухо тонированные с ноль пятым регионом на номерном знаке, в средней полосе уже не редкость. Наверно, поиски лучшей жизни гонят людей от чистого горного воздуха и комфортной зимы со средней температурой воздуха 1,5 градуса в суровую "среднюю полосу" России.
Я о Дагестане...
Являясь сторонником "незамыленного" взгляда, часто мне хватает нескольких часов, чтобы сформировать представление о месте или местности.
Министр экономики и территориального развития Дагестана Руслан Алиев на Петербургском экономическом форуме заявил, что Дагестан улучшил позиции в Национальном рейтинге по сравнению с 2020 годом:
если раньше Дагестан занимал 72 место из 85 регионов, то в 2021 году республика расположилась на 17 месте в 29 групповых позициях
(странная формулировка, но видимо надо было показать хоть какой-то прогресс).
Наверно, это заявление не лишено правды, и движение вперед действительно есть. Однако, разрыв между регионами-лидерами и Дагестаном в развитии инвестиционного климата и инфраструктуры не просто очевиден, а осязаем, когда попадаешь из ЦФО в горы.
В горы едут/летят, чтобы ощутить умиротворение и спокойствие, которое они дарят. Наверно, поэтому так сложно здесь растолкать локомотив инвестиционного будущего, его постоянно что-то тормозит.
Как в древней мудрости: то рубаха короткая, то xren длинный.
В силу производственной необходимости мне пришлось 4000 км преодолеть меньше, чем за сутки. В этом она вся - Россия: безудержная, необъятная и безграничная (границы уточняются раз в 8 лет или чаще?).
Цель путешествия: За час съесть глазами и поглотить ушами опыт, который люди накапливали здесь несколько лет. Это и есть промышленный туризм, хотя географическое попадание в эту точку - это скорее случайность, чем какая-то организованная и понятно-работающая схема.
Мой промышленный туризм это, наверно, промышленно-рейдерский захват информации. Я бы рад был назвать это обменом опытом, но я только впитывал (как губка), а принимающей стороне ничего не оставалось, как просто показать и рассказать всё, как есть, напоить чаем и накормить черешней…
Дагестан не рядовой регион России.
Можно посмотреть хотя бы с той точки зрения, что обычно в регионах опорная сеть автодорог и всё, что к ним примыкает содержится в образцовом состоянии, т.к. у нас по-прежнему встречают "по одёжке".
Учитывая, что снега и морозов здесь не бывает, я предполагаю, что дорожное полотно можно было бы поддерживать в лучшем состоянии, чем оно есть сейчас.
Удивили множество заброшенных строек вдоль дорог, которые остановились на уровне монолита.
Такое ощущение, что расчёт стоимости строительства был сделан "на глазок", а потом ресурсы закончились. Серые, с тёмными глазницами оконных проёмов, бетонные постройки обездвиженные уже 10-15 лет может быть на местных не производят никакого эффекта, но на приезжих действуют удручающе. Как будто раньше местные "инвесторы" уверовали в развитие бизнеса, а потом вера резко девальвировалась. Для меня история этих недостроев остались загадкой.
Странная особенность организовывать вывоз строительного мусора в поля ничего кроме возмущения не вызывает. И если в ЦФО такая практика имеет место быть для того, чтобы отсыпать "неугодья", овраги, выровнять площадку и создать нужный "ландшафт", то здесь это просто кучи на ровных участках, которым отнюдь не пара недель возрасту.
В южных регионах (Ростовская область, Краснодарский край, Ставропольский край) мне привычно видеть возделываемые поля. Дагестан как-то выбивается из этой связки. Хотя по разным данным в сельскохозяйственном производстве занимается от 30 до 50% населения, а с/х продукция занимает 16% ВВП республики. Наверно, для этого не требуется такая полномасштабная обработка полей.
Тогда, где же выращивается рис, по масштабу производства которого Дагестан уступает только Краснодарскому краю.
Так же в республике развито мясо-молочное производство. И, если в ЦФО мы привыкли, что молоко выходит из роботизированных ферм (животные не пасутся на пастбищах, а выращивание, заготовка кормов - это отдельное направление, которое как раз и вовлекает поля в севооборот), то в Дагестане видны старые фермы, и животные свободно пасутся, где им вздумается, в том числе вдоль дорог.
Национальные и религиозные особенности быта обязывают быть более осмотрительным к чувствам верующих, чем в ЦФО.
Более всего бросается в глаза, что все крупные заправки оборудованы молебными комнатами, разделенными по гендерному признаку (в ЦФО женщинам только в алтарь входить нельзя).
Удивительно и отсутствие туалетов на заправках, то есть туалеты есть на территории заправки, но они как бы на улице. Ну и это не традиционный уличный туалет (каркас из досок, крыша из рубероида и выгребная яма), это обычный туалет, но вместо традиционного унитаза там чаша Генуя, ну и к традиционным атрибутам добавляется кувшинчик для личной гигиены.
Для многих поход в туалет это определенный ритуал, а в Дагестане это ритуал ритуалов с определенными правилами. Входить в туалет можно только с левой ноги, предварительно прочитав молитву.
И да, выходить из туалета следует с правой ноги.
И, упаси вас всевышний, спросить нет ли в столовой/ресторане плова со свининой.
Возвращаясь к инвестиционному локомотиву, который здесь сложно растолкать, учитывая культурные особенности, нужно еще учитывать и географические особенности. Под географическими особенностями я подразумеваю состав воздуха и пребывание в горах, что влияет не только на производительность и результат труда, но и на скорость принятия решений. Здесь всё замедляется, буксует и, если постоянно не толкать, может и вовсе остановиться.
#дагестан #махачкала #буйнакск