Когда третье измерение только-только начало пробираться в игры, уже предпринимались попытки сделать что-то новаторское в разных жанрах. Одной из этих попыток была игра Clock Tower, вышедшая на PS1 и демонстрировавшая игроку корявенькие 3D-модели вкупе со столь же топорным, но уникальным игровым процессом.
Начнём с того, что на самом деле это Clock Tower 2, но так как первая часть за пределами Японии не выходила, в англоязычном издании (которое и попало к нам на прилавки окольными путями) цифра 2 в названии отвалилась. Вот так вот, выпустили прямое продолжение истории без его начала. Но добавили краткий пересказ в меню игры.
А предыстория такая - семейство Барроузов удочерило нескольких девушек из ближайшего приюта и поселило их в своём замке, где почти все они гибнут от рук Ножничника (уродливого коротышки с гигантскими ножницами, которого кличут Scissorman), но одна из них - Дженнифер Симпсон - смогла сбежать. И вот, делом этой бедолаги занимаются норвежская полиция и психологи-криминологи, и далеко не все из них верят в существование Ножничника. Но вскоре им придётся поверить...
История состоит из трёх глав, предваряемых небольшими интермиссиями, где можно поговорить с другими персонажами, не опасаясь за свою жизнь. Играть можно за Джениффер Симпсон (выжившую героиню прошлой игры) или Хелен Максвелл (её лечащего врача и одновременно опекуншу), их сюжетные линии похожи, но сильно отличаются в деталях. Эпизодически в сюжете действуют детектив Стэн Готтс и журналист Нолан Кэмпбелл. Сохраняться можно в любой момент, но слотов для сохранения всего 3. Зато ежели вас ненароком убьют, то можно продолжить с последней посещённой комнаты.
Игра - классический point-and-click квест. На геймпаде. Двигаем курсор по экрану и щёлкаем по активным зонам (в некоторые из них очень сложно попасть). Ищем предметы (которые - сюрприз! - видны далеко не всегда), применяем их, ходим по локациям... и тут на нашу голову сваливается Ножничник (иногда в прямом смысле сваливается - с потолка например). И свалиться он может в любой момент, либо эффектно выпрыгнув из-за мебели, либо неспешно приковыляв из темноты (в такие моменты начинает играть нервная музыка и слышен скрежет ножниц). Случиться это может в абсолютно любой момент - я, проходя повторно некоторые участки игры, либо постоянно бегал от Ножничника, либо спокойно бродил по локациям. И тут придётся срочно прятаться (например в шкаф) или вырубать Ножничника подручными средствами (коллега забыла на столе перцовый баллончик - её рассеянность продлит нам жизнь) - просто убежать от него нельзя. Особой пикантности придаёт то, что все укрытия одноразовые (во второй раз Ножничник, видимо, наконец сложит в уме два и два и проткнёт шкаф ножницами насквозь), а "средства самообороны" нельзя положить в карман - только заманивать Ножничника к ним (хотя кастрюлю или одеяло в карман не положишь, это логично).
Загнали в угол, а поблизости ничего полезного? Не беда! Можно понажимать на "кнопку паники" (удачи вам без мануала найти её - в игре об этом ничего не сказано) и отбиться своими руками и ногами. Но после этого погоня продолжится, и необходимость искать укрытие/оружие останется. Также иногда можно столкнуться с враждебными предметами окружения, от которых надо спасаться или "кнопкой паники" или быстрым применением чего-нибудь, лежащего поблизости.
Сюжет на самом деле слегка нелинеен. В прологе и интермиссии перед второй главой нам дадут сделать 2 важных действия, и если выполнить их не так - можно запороть прохождение, получив самую худшую из открываемых концовок (и третьей главы не будет).
В последней главе правила несколько меняются. 10 человек (практически все, кто пережил предыдущие 2 главы) летят из Норвегии в заброшенный замок Барроузов в Англии, чтобы найти там ключ к уничтожению Ножничника. И нужно не только собрать все важные вещи (без этого лучшей концовки не видать), но и найти по-максимуму всех разбрёдшихся по углам попутчиков, поговорить с ними, успокоить, иначе они будут считаться погибшими (для этого даже их смерть необязательно увидеть - достаточно просто не встретиться). Да, и всё это с неявным лимитом времени - наш маньячный друг уже клацает ножницами за углом. Спойлер - даже в лучшей концовке выживут не все, но это и к лучшему. Если выполнить все эти условия, откроются бонусные материалы.
В игре спрятано 10 подсказок. Чтобы их найти, нужно осматривать разные места в игровых локациях, а чтобы прочитать - вернуться в главное меню, перейти в раздел "Pamphlet->Hints" и читать уже там. Первая же подсказка расскажет, как выбрать персонажа (это сделано ОЧЕНЬ неочевидно). Разбросаны они по всем игровым локациям, так что чтобы собрать все (и открыть концовки заодно), придётся проходить игру несколько раз за обеих девушек. Подсказки эти на самом деле очень полезны и помогают в прохождении (плюс написаны понятным языком), но есть риск найти их уже тогда, когда они станут неактуальными в текущем прохождении (но помогут позже получить концовку получше).
Что в Clock Tower удалось, так это ощущение постоянного преследования и беззащитности. Нигде в игре нет безопасного места. Абсолютно в любой момент может начаться КЛАЦ КЛАЦ КЛАЦ КЛАЦ, даже если минуту назад вы Ножничника в яму сбросили. Такого дискомфорта у меня даже Немезис в Resident Evil 3 не вызывал. Появления Ножничника не заскриптованы (кроме нескольких сюжетных моментов), а абсолютно случайны. Плюс в моменты преследования нельзя решать сюжетные задачи (даже некоторые комнаты будут выглядеть иначе) - ну кому придёт в голову обыскивать полки шкафа, когда за тобой гонится сверхъестественный маньяк с огромными ножницами? Сначала сбрось хвост, потом ищи ключи, всё логично. Места действия в главах не такие большие (даже замок из третьей главы можно спокойно заучить - комнат там не так много), исследовать их не так уж и сложно, но удирать от Ножничника со временем становится всё труднее.
Эта игра нуждается в ремейке! Хотя бы просто доработать управление, подтянуть графику и озвучить все внутриигровые диалоги - и игра задаст жару не только инди-хоррорам, но и ААА-проектам.