Найти тему

В каких нишах бизнеса самозанятые могут принести пользу?

Оглавление

Кто такие самозанятые?

Самозанятые — это люди, которые платят налог на профессиональный доход. Согласно закону, такой доход — это деньги, которые человек зарабатывает, не имея работодателя и наемных сотрудников. Если самозанятый гражданин работает с компанией, оформить его в штат нельзя — он обычный контрагент, который за вознаграждение оказывает услугу по договору.

IT сфера

Эпизодические, разовые задачи могут решать программисты на аутсорсе. Предположим, компании нужно написать сайт, чтобы привлекать органический и рекламный трафик. Нанимать программиста в штат ради разовой задачи — слишком невыгодно. Можно найти самозанятого специалиста, который разом напишет сайт, получит деньги и уйдёт. Если где-то что-то поломается, можно будет повторно к нему обратиться

Возможно, понадобится IT продукт побольше — например, тот же сайт, но уже с авторизацией, рейтингами и возможностью оставлять отзывы. Здесь нужны разные специалисты: кто-то пишет внешний вид, кто-то внутреннюю часть. Нужно минимум два человека — один программист с этим справиться не сможет. В такой ситуации можно либо самостоятельно набрать команду самозанятых программистов конкретно на этот проект, либо обратиться в агентство, услуги которого будут стоить больше.

Важно: в обоих случаях в договоре обязательно должны прописываться цели, сроки, задачи и ожидаемые результаты.

Юристы

По юридическим вопросам у маленькой компании вопросы возникают не так часто, поэтому содержать юриста в найме не выгодно. Здесь очень помогают самозанятые юристы, которых можно привлекать эпизодически. Например, магазин заключает крупный договор с поставщиком — в такой ситуации лучше обратиться к профессионалу, который составит этот договор правильным образом.

Но стоит быть внимательным — не все юристы могут работать как самозанятые. Например, адвокаты, нотариусы и медиаторы.

Финансовые услуги

Рассказываем, какие финансовые услуги может оказать самозанятый. Самый очевидный пример — это бухгалтер, но есть и другие: консультирование, страховые услуги.

Бухгалтерия

Пример, как самозанятый бухгалтер может помочь компании с небольшим штатом, которая занимается разработкой программного обеспечения. Основной вид её деятельности — это писать хороший, работающий код. Работа организации ведётся только по безналичным платежам. Задач для нового сотрудника не так много — работы на 1-2 часа в день. У руководства два пути: либо штатный, либо самозанятый бухгалтер. Первый будет выполнять всю работу за пару часов, но получать оплату будет как за полный рабочий день. Второй — выполнить всю работу с компанией за пару часов, а ему заплатят за конкретные задачи.

Однако стоит заметить: не нужно оформлять сотрудника как самозанятого, если он будет работать точно так же, как все остальные: работать с утра до вечера, получать премии и нести ответственность за нарушение правил компании.

Консультирование

Консультационных услуг существует очень много. Исполнителям таких услуг очень подходит использовать специальный налоговый режим НПД, потому что их деятельность разовая — пришли, проконсультировали, ушли. Консультации — это, например, бизнес-тренинги, коучинг, семинары для сотрудников, тимбилдинг. Вообще, сколько существует сфер и направлений бизнеса, столько и экспертов, которые могут делиться своими профессиональными знаниями и опытом.

Например, в журнале «Дирижабль» руководство решило провести тренинг для своих редакторов, чтобы повысить уровень вовлеченности в статье. Для этого они используют консалтинговые услуги у эксперта в области редактуры, которого, например, зовут Илья Максимов. Издатели журнала подписывают с Ильёй договор, где фиксируют дату исполнения услуги, описывают саму услугу, назначают за неё цену и порядок оплаты. После этого остаётся только подготовиться к тренингу, подготовив инструменты, о которых попросил экспер: например, микрофон или проектор.

Ремонт и строительство

Если в офисе что-то сломалось, можно позвать самозанятого мастера: от сантехника до электрика. Возможно, например, иметь контакт одного и быть его постоянным клиентом. Если требуется сделать ремонт какого-то помещения, можно нанять самозанятых.

Например, небольшая компания решила заехать в новый офис, который можно сделать под себя. Строителей и разнорабочих в штат оформлять не имеет смысла, а строительные компании — слишком дорогое удовольствие по мнению руководителей. Поэтому они решают задействовать самозанятых: покрасить, отшпаклевать определенное количество квадратных метров, возвести нужное число перегородок в 6 разных местах, установить стеклянные двери и расставить всю мебель.

Бывает и такое, что строительные компании нанимают самозанятых строителей. Например, одна из таких компаний может не успевать сдать объект в срок, потому что возникли проблемы на этапе финишной отделки. Нанять штатного строителя в такой ситуации — дорого и невыгодно, как и во всех описанных выше случаях. На помощь приходят самозанятые: с малярами можно заключить договор на покраску 300 метров фасада, другим мастерам заказывают установку дверей, а с третьими договаривается на сортировку 10 кубометров строительных отходов. Самозанятых можно направить на неприоритетные участки объекта, а опытных сотрудников, к которым есть доверие, можно перенаправить на более значимые и важные.

-2

Работа с информацией и маркетинг

Чтобы вести бизнес в интернете, нужно создавать контент, покупать рекламу, искать целевую аудиторию, анализировать информацию, договариваться о рекламе — всего не перечислить.

Копирайтинг

Почти каждой компании, которая работает в интернете, нужен копирайтер — это человек, который пишет коммерческие тексты на заказ.

Например, бухгалтерское агентство решило привлекать клиентов через блоги в социальных сетях. Чтобы рекламировать блог, кто-то должен делать для него контент — писать статьи или короткие посты. Этим занимается копирайтер. Часто копирайтеры берут на себя некоторые обязанности контент-менеджера: следят за графикому публикаций, отвечают на комментарии и общаются с аудиторией. Как правило, статьи пишутся на заказ, а написание короткого поста требует небольшого количества времени. Поэтому большая часть копирайтеров — самозанятые. Компания и сотрудник подписывают договор и приступают к работе. В итоге все в плюсе: задача компании выполнена дешевле, чем могло быть, а копирайтер может найти ещё один проект.

Таргетинг

Таргетологи — это люди, которые помогают показать посты правильной аудитории. Их основная деятельность — анализ целевой аудитории и конверсии рекламы.

Например, кондитерская решает привлекать клиентов через ВКонтакте. Целевая аудитория — люди, которые любят сладкое и у которых скоро день рождения. Таргетолог помогает написать рекламный креатив или делает это самостоятельно, настраивает нужную целевую аудиторию и приводит клиентов. Однако обычно всё происходит не так радужно — креативы нужно тестировать, аудиторию нащупывать. Поэтому каких-то изумительных результатов ждать не стоит. Таргетологи работают точно так же, как и копирайтеры, поэтому здесь тоже просто подписывается договор и начинается работа.

Дизайн

Дизайнеры — это люди, которые могут сделать логотип или «шапку» профиля, разработать бренд-бук и создать макет сайта. И это далеко не всё, на что способны дизайнеры.

Здесь всё примерно так же, как и в двух примерах выше. Если компании нужен логотип, она не будет нанимать дизайнера на фулл-тайм — это не имеет смысла. То же самое и с макетом сайта — его просто нужно разработать один раз. Однако работать с самозанятыми дизайнерами не обязательно разово. Если картинки нужны регулярно, можно договориться на фикс за месяц — это выгодно тем, что не нужно при каждом обращении составлять новый договор. Бывают ситуации, когда один проект может выполняться несколько месяцев — например, разработка бренд-бука, многостраничного сайта или иллюстраций для книг — тогда фиксируется цена за весь проект, а выплаты происходят так, как договорятся стороны.

BTL

Сюда относятся промоутеры, тайные покупатели, участники и ведущие мероприятий. Например, компания решила провести какой-то эвент в честь своего десятилетия. Тогда ей понадобятся самозанятые: организатор, ведущий, официанты на один день и ещё кто-либо в зависимости от нужд компании.

Ритейл

Если компания продаёт продовольственные и непродовольственные товары, то ей тоже могут помочь самозанятые. Пожалуй, лучший пример — это cфера доставки в e-commerce. Большинство курьеров, которые там работают, оформлены как самозанятые и платят налог на профессиональный доход. Существуют целые сервисы, которые помогают людям оформить такое сотрудничество и начать работу.

Ритейл — это одна из самых широких сфер, где самозанятые исполнители нашли себе применение. Это связано с тем, что в этой отрасли много линейного персонала и достаточно высокая текучесть кадров. Здесь существует сезонность спроса. В составе себестоимости здесь довольно высокая доля затрат на простой труд.

Во время пиковых потребностей (сезонные распродажи, праздники, специальные мероприятия, да и просто выходные с сезон активных продаж) возникает дефицит в работниках. Многие магазины берут на подработку самозанятых в торговые залы и на склад: разнорабочими, грузчиками и так далее. В такое время нанимают также дополнительных курьеров и водителей — они тоже работают как самозанятые.

Если есть потребность периодической работы с ассортиментом, выкладкой, на сдельную оплату мерчандайзеров, фасовщиков, упаковщиков.

Самозанятые могут и спасти бизнес. Если уволился один или несколько сотрудников, необходимо срочно закрыть эту потребность. Иначе магазин не сможет нормально работать. За один день нового сотрудника в штат не найдёшь. Благодаря платформам и маркетплейсам самозанятых можно за пару часов найти исполнителей, которые будут готовы выйти на подработку сегодня же. Если сработаетесь, можно предложить и долгосрочные трудовые отношения.

Выходит, что в продуктовом и продовольственном ритейле есть сильный спрос на самозанятых исполнителей: он закрывает потребности во временной дополнительной рабочей силе, позволяет поддерживать оптимальный штат сотрудников и быть гибким в планировании и затратах.

Агропромышленность

В агропромышленности тоже требуются самозанятые. Здесь примерно та же ситуация, что и в ритейле — многое зависит от сезона. Чтобы поддерживать поля и огороды в нормальном состоянии, достаточно штатных сотрудников. Однако, когда дело доходит до посева или сбора урожая, появляется потребность временно увеличить объемы работы. Здесь предпринимателей спасают самозанятые.

Аутсорсинг

Аутсорсинговые компании часто используют самозанятых исполнителей. Например, в маркетинговом агентстве штатно работают в основном сами маркетологи и менеджеры. Редакторы, монтажеры, фотографы и многие другие сотрудники оформлены как самозанятые, потому что их услуги нужны непостоянно. Как и в примерах выше, самозанятые сотрудники в таких ситуациях просто выгоднее штатных.

Образование

Сферы репетиторства и онлайн образования — одни из самых насыщенных самозанятыми преподавателями. Многие эксперты могут вести занятия на онлайн-курсах. НПД идеально согласуется с такой деятельностью: онлайн-школа подписывает договор с преподавателем, где фиксируется порядок и сумма оплаты, количество проведенных и занятий.

Как работать с самозанятыми?

Работа с самозанятыми лишь со стороны может показаться простой. Существует много нюансов, о которых следует знать. Нужно педантично и правильно оформить документооборот, составить договоры и акты выполненных работ. Следует обязательно собирать чеки от самих сотрудников и перед оплатой быть уверенным, что человек не потерял статус самозанятого. Иначе могут возникнуть проблемы — вместо сдельной оплаты исполнителю, придется уплатить все налоги и взносы по обычному договору ГПХ.

В целом, само сотрудничество с самозанятыми исполнителями документально во много проще, чем с обычными сотрудникам. Однако риски для компаний всё же существуют, поэтому нужно правильно выстроить процессы взаимодействия и документооборота. Если не соблюдать все нюансы и особенности взаимоотношений и нормативных актов, возникнет риск переквалификации в трудовые отношения — то есть самозанятый сотрудник должен будет стать штатным. Например, в реальности была ситуация, когда в одну онлайн-школу преподавателей нанимали по ГПХ. Так вышло, что в договорах с преподавателями налоговая обнаружила признаки трудовых отношений. После чего переквалифицировала все договоры ГПХ в трудовые, потребовала доначислить налог по НДФЛ. Компания не учла все нюансы договора и в итоге уплатила в два раза больше налогов на сотрудников.

В наше время идёт тренд на цифровизацию и автоматизацию процессов. Появились и развиваются платформы, которые помогают оптимизировать делопроизводство и задачи бизнеса, выстраивать работу в правовом поле..

Уже существует ЭЦП — электронная цифровая подпись, которая позволяет подписывать документы удалено. Есть удостоверяющие центры и государственные базы данных — они позволяют верифицировать важные сведения. Внедряются процессы, которые автоматизируют ручной труд по специальным алгоритмам. Существуют программные комплексы, верифицирующие данные на соответствие правовому полю. В бизнесе активно используют электронный документооборот (ЭДО) и между компаниями, и при работе с государством.

Так же быстро растёт и сфера администрирования персонала. Существуют цифровые платформы, которые помогают улучшить качество и скорость работы с сотрудниками. Одна из таких платформ — «Наймикс». Вот список инструментов, которые она предоставляет:

  • Оформление и ведение учёта самозанятых исполнителей
  • Администрирование и контроль
  • Электронный документооборот с физическими лицами
  • Интеграция с любыми внутренними системами учета клиента
  • Платежное решение
  • Двухфакторная проверка данных исполнителей, скоринг
  • Декларация доходов и оплата налогов
  • Служба поддержки и call центр 24/7 для всех регионов РФ
  • Маркетплейс исполнителей

Электронный документооборот

Документы теперь распечатывать не обязательно, потому что в «Наймиксе» работа с исполнителями устроена по ЭДО: документы, приложения, заявки и акты согласовываются и заключаются электронно, в сервисе они генерируются автоматически, а подписываются удалённо с помощью электронной подписи. Также формируются закрывающие документы для бухгалтерии заказчика и уведомления для ФНС и ГУВМ МВД России.

Минимизация рисков

В платформу встроена система, которая проверяет исполнителя работ на статус самозанятого и верифицирует его персональные данные. Есть стоп-листы на привлечение сотрудников и бывших сотрудников, а также банковская проверка ПОД/ФТ. «Наймикс» — официальный партнёр ФНС России в части электронного взаимодействия исполнителей со службой. Это означает интеграцию для формирования и прикрепления своевременно чеков и контроль уплаты налогов исполнителями. Это сводит на ноль человеческий фактор в своевременном соблюдении нормативных требований.

Статусы исполнителей, которые поддерживает «Наймикс»:

  • Физические лица-исполнители без специальных налоговых режимов
  • Физические лица, имеющие статус самозанятых
  • Иностранные граждане стран ЕАЭС и СНГ, в том числе работающие на основании патента

Система поддерживает все схемы и логику делопроизводства, с учётом особенностей каждого налогового режима исполнителя.

Выплаты исполнителям

В «Наймиксе» можно одним кликом выплатить зарплату одному сотруднику или сразу всему списку сотрудников. Кроме того:

  • Выплаты возможны на карты любого банка РФ, в том числе по реестрам
  • Перед выплатой проверяется статус исполнителей
  • Чеки формируются, а процесс уплаты налогов исполнителем автоматизирован
-3

Практические плюсы работы с «Наймиксом»

В работе с самозанятыми исполнителями, «Наймикс» помогает бизнесу легально и эффективно выстроить работу, страхует от рисков, экономит время.

Платформа содержит большое количество необходимых инструментов для работы с внештатными исполнителями и закрывает все вопросы на этом направлении с учетом специфики — документооборот, акты, чеки, проверки, выплаты. Таким образом, у заказчика весь процесс выстроен в правильной форме и отлажен: от формирования договора с самозанятым на каждую задачу, подписанным исполнителем, до наличия чеков и закрывающих актов по каждой сделке. Заказчик точно знает, что исполнитель имеет статус самозанятого, его документы проверены.

Ручных процессов в документообороте нет — всё происходит онлайн и автоматически в логике сделка-договор-акт. Можно массово подписывать первичные документы. Под рукой есть шаблоны на основании которых генерируются документы. В системе можно создать для исполнителей необходимые инструкции по задачам, в том числе видео.

Автоматизация и ЭДО позволяют существенно сократить время на администрирование и снизить объемы ручного труда, уменьшая количество ошибок.

В отличие от разрозненной традиционной коммуникации, в платформе «Наймикс» задача ставится в личном кабинете партнёра или через API и принимается в приложении исполнителем. Можно общаться с исполнителем через приложение.

Существует техническая поддержка исполнителей, которая помогает по всем вопросам, которые как-то связаны с организацией работы или документами: поможет зарегистрироваться, получить статус, настроить профиль, и решить другие вопросы онбординга. Это сильно снижает нагрузку на заказчика.

В «Наймиксе» есть модуль работы с трудовыми патентами, который будет полезен отраслям, которые работают с трудовыми мигрантами.

Если есть необходимость, можно найти исполнителя через встроенную биржу или через HR-специалистов компании.

Как начать работать с «Наймиксом»?

Чтобы получить консультацию и начать пользоваться услугами компании, оставьте заявку на нашем сайте. Менеджер перезвонит в течение часа, ответит на все вопросы, предложит решение, подходящее вашему бизнесу, и сориентирует по поводу дальнейших действий.


#самозанятые #бизнес #бюджет #строительство #предпринимательство #Ритейл #наймперсонала #налоги #эцп #логистика