В журнале «Гражданская авиация» №2 за 1984 год была опубликована статья начальника администрации Главного управления Северного морского пути К.Н. Чубакова «Сокрушая льды». В статье автор рассказал о заслуге гражданских авиаторов по ледовой разведке при проводке судов в восточном районе Арктики в конце навигации 1983 года. Уделено внимание было и про спасение экипажей. Предоставляю слово автору:
«Сокрушая льды»
Сурова Арктика. Но таких тяжелых ледовых условий, какие сложились в восточном районе Северного морского пути в конце прошлого года, не помнит ни метеорологи, не видавшие виды полярные мореходы. За тем, как развивались события в восточном районе арктической трассы, с напряженным вниманием следила вся страна. Ледовые капитаны и вверенные им экипажи одержали победу над стихией. Свой вклад в это внесли и гражданские авиаторы. Об их взаимодействии с моряками мы попросили рассказать начальника администрации Главного управления Северного морского пути К.Н. Чубакова.
– В конце сентября в восточном районе Арктики навигация неимоверно осложнилась. Сибирское побережье от устья Колымы до Берингова пролива блокировал тяжелый лед. В октябре обстановка на ледовой трассе напоминала фронтовую: резкий, пронизывающий ветер, мороз и пурга, короткий день и непроглядная темень подкрадывающейся полярной ночи. Суда могли идти лишь по узкой, как траншея, прогалине между припаем и дрейфующим льдом и то только при благоприятных юго-восточных ветрах.
Когда, переменив направление, ветер усилился, прогалина стала быстро сжиматься. Образовалось несколько перемычек, непреодолимых для судов. В районе косы Двух Пилотов караван был зажат льдами. Здесь транспорт «Нина Сагайдак», несмотря на все меры, предпринятые экипажем при борьбе за живучесть судна, был раздавлен льдами и ушел под воду. К счастью, экипаж был спасен вертолетчиками с ледокола «Ленинград». А затем на Ми-8 (командир В. Павленко) его доставили на материк в аэропорт Мыса Шмидта.
Большие повреждения получил теплоход «Коля Мяготин». Тяжелый лед пропорол обшивку корпуса. На огромную пробоину завели несколько пластырей, стали откачивать воду. Возникла необходимость установить изнутри специальный цементный ящик.
Плечом к плечу с моряками в борьбу за спасение теплохода «Коля Мяготин» вступили вертолетчики с ледоколов «Ермак» и «Капитан Хлебников». Они эвакуировали часть экипажа, привезли песок, цемент и арматуру. Благодаря четким совместным действиям, упорству и воле моряков и вертолетчиков теплоход удалось отстоять.
Работа экипажей винтокрылых машин проходила в чрезвычайно сложных условиях. Однако ни низкая облачность, ни ограниченное световое время суток, ни снегопады не смогли помешать умелым авиаторам. Снова и снова поднимались В. Жданов, А. Москалев, В. Ильин и другие вертолетчики в суровое арктическое небо. Им помогали высокий профессионализм, многолетний опыт, чувство долга.
Гражданским авиаторам хорошо известно, что вертолеты, базирующиеся на судах, успешно работают на разведке льдов уже второе десятилетие. В состав их экипажей входят и гидрологи. Благодаря этому повышается качество оценки метеорологической обстановки и ледовых прогнозов. Так было и в нынешнюю навигацию. Оперативно получая данные об условиях навигации на пути следования, суда миля за милей шли к цели. Не по прямой, а зигзагами, выискивая указанную самолетами и вертолетами слабину в панцире студеного моря. Ни одно разводье, ни одна полынья не оставались незамеченными воздушными разведчиками атомохода «Леонид Брежнев». Отлично работал приданный этому ледоколу экипаж вертолета Ми-2 в составе командира А. Сарычева, авиатехников Г. Мищенко и Н. Бревнова.
Наряду с вертолетами для визуального наблюдения за льдами использовались самолеты Ил-14. Ежедневно эти труженики неба вылетали на задания к западу и востоку от Певека, отыскивая путь караванам и при необходимости барражируя перед судами. Был в наем распоряжении и самолет Ан-24, оборудованный современной радиолокационной аппаратурой бокового обзора. С ее помощью мы получали информацию о ледовой обстановке на большой площади в любых погодных условиях. Получаемая таким образом карта ледовой стратегической разведки давала возможность выявлять расположение старых многолетних льдов, выбирать для караванов нужное генеральное направление. Словом – современная электронная система ледовой разведки гарантировала эффективную съемку поверхности массивов.
Вот уже почти тридцать лет самолеты Ил-14 летают в Арктике, производя тактическую ледовую разведку. С их помощью капитаны сменили, образно говоря, мостик судна на значительно более высокий. Хотелось бы особо отметить великолепную выучку таких пилотов Колымо-Индигирского авиапредприятия, как Ю. Клепиков, И. Соколов, М. Шепилов и многих других.
Четкие совместные действия позволили преодолеть стихию. Вновь была продемонстрирована крепость уз, связывающих моряков и авиаторов Арктики, незыблемость традиций их дружбы, имеющей глубокие корни.
Немало страниц вписано арктическими летчиками в историю авиации. Здесь прославились Б. Чухновский, М. Водопьянов, А. Ляпидевский, И Черевичный, И. Мазурук и многие другие. С участием гражданских авиаторов создавались дрейфующие станции «Северный полюс». Ежегодно при содействии авиаторов проводятся научно-исследовательские экспедиции «Север». Комплексными исследованиями определены новые черты непростого характера Ледовитого океана, его течений, особенности дрейфа льдов, строения атмосферы. Все это нашло практическое применение в судоходстве по Северному морскому пути.
На научной основе разрабатывается методика ледовых авианаблюдений, создаются карты распределения льда на акватории арктических морей. Год от года совершенствуется метод площадной ледовой аэрофотосъемки моря или его отдельного района.
Практика навигации показала, что и ныне, когда все шире используются данные искусственных спутников, локальная оперативная информация о распределении льда, получаемая с помощью самолетов и вертолетов, остается крайне необходимой для проводки судов.
Навигация минувшего года «Арктика-83» остро поставила вопрос о необходимости уже сегодня задуматься над тем, какая техника придет на смену самолету Ил-14, испытанному помощнику моряков. Машины, оборудованные электронной аппаратурой бокового обзора, которым подвластны шестикилометровые высоты, безусловно, хороши. Но для тактической ледовой разведки необходим самолет, работающий на стометровых высотах. На мой взгляд, это должен быть поршневой самолет, во всяком случае, не Ан-28.
Не менее важен и вопрос о «зеленой улице» для любого самолета, ледового разведчика, в любом аэропорту. Сейчас же случается, что «чужие» аэропорты отказывают в заправке таких самолетов топливом, ссылаясь на то, что расход его строго ограничен.
Рост морских арктических грузоперевозок, часто непредсказуемая «сюрпризность» высоких широт предполагает в будущем непрерывное развитие и совершенствование нашего сотрудничества с авиаторами. В период тяжелых условий навигации ледовая разведка с воздуха позволяет нам экономить время, которое могло бы быть потеряно из-за вынужденных задержек в поисках наиболее благоприятного пути. Современная авиатехника позволяет не ждать у моря погоды. Но хотя совершенная техника имеет огромное значение, – она только необходимое средство в борьбе со стихиями. Противостоит же суровой природе наша дружба, которая сокрушает и десятибалльные арктические льды.
© К.Н. ЧУБАКОВ, начальник администрации Главного управления Северного морского пути
Фотографии © В. Трушникова, А. Исаева, М. Курносова
Источники:
1. К.Н. Чубаков – Сокрушая льды, журнал «Гражданская авиация» №2 за 1984 год