Для русских характерно совмещение и сочетание антиномических, полярно противоположных начал. Россию и русский народ можно характеризовать лишь противоречиями. Русский народ с одинаковым основанием можно характеризовать как народ государственно-деспотический и анархически-свободолюбивый, как народ, склонный к национализму и национальному самомнению, и народ универсального духа, более всех способный к всечеловечности, жестокий и необычайно человечный, склонный причинять страдания и до болезненности сострадательный. Эта противоречивость создана всей русской историей и вечным конфликтом инстинкта государственного могущества с инстинктом свободолюбия и правдолюбия народа. … русский народ был народом государственным – это остается верным и для Советского государства, - и вместе с тем это народ, из которого постоянно выходила вольница, вольное казачество, бунты Стеньки Разина и Пугачева, революционная интеллигенция, анархическая идеология, народ, искавший нездешнего царства правды.
Это отрывок из книги Н. Бердяева «Истоки и смысл русского коммунизма» (1938). На мой взгляд – очень точно сказано, причем это невозможно ни исследовать современными научными методами, ни проверить, ни замерить. Это искательство Правды (именно с большой буквы) сквозит в народных сказках, культуре и русской истории. Поиски мифического града Китежа – рая на Земле (не хотим мы ждать рая после смерти, нам здесь и сейчас подавай), это почитание мучеников, принявших смерть за веру православную (Правду). Это у нас лентяй Емеля и лежащий 33 года на печи Илья Муромец внезапно встают и побеждают, просто потому, что правда на их стороне. «Не в силе Бог, но в правде» - слова, которые присваиваются Александру Невскому, откликаются во всякой русской душе, и именно это и есть критерий, по которой мы распознаем душу как русскую, свою. И не важно, как этот человек, от души произносящий эти слова, выглядит и какого роду-племени является, будь-то бурят, ненец, украинец или еще кто. Какое-то вечное правдо-искательство с уверенностью, что эта Правда победит все зло мира.
И эта ужасная раздвоенность. Многие революционеры XIX века были из высшего сословия. Народовольцы, ходящие в народ, князь Петр Кропоткин – прекрасный философ, всемирно признанный географ и один из самых известных анархистов, был приближен ко двору, Михаил Бакунин и многие другие не могли вынести вопиющей несправедливости – социального устройства Российской империи. В нашем обществе всегда есть «западники» и «славянофилы», свято верующие в идеи, которые защищают. Причем наши «западники» защищают вполне себе обсуждаемые теории, которые и на Западе обсуждаемы, нашими воспринимаются как святая истина.
То, что написано Бердяевым менее 100 лет назад, хоть и нельзя замерить и проверить, но, на мой взгляд, необходимо учитывать при создании государственной идеологии и так называемой «национальной идеи». С последним как-то все неважно в последнее время: гранты есть, проекты есть, а результата – пшик. Все это как будто лишено зерна. Что-то варится в бюрократической научной машине, но не оживает. Не растет оно в таких условиях.
Я все не могу отрефлексировать свое отношение к философии Бердяева. Когда я изучала ее в университете, меня сильно отпугнули его искания в области онтологии – устройства мира. Рассуждения о несотворенной богом свободе, природе рая и ада от мужика XIX века, мне, как атеисту, хоть и не воинственному, были чужды. Но что касается его культурологических изысканий – тут я снимаю шляпу и диву даюсь, как можно так «видеть». В общем, судите сами.
Книгу Н. Бердяева «Истоки и смысл русского коммунизма» (1938) можно найти онлайн на первой странице Яндекса, ну или приобрести в бумажном виде. Она сейчас продается в ряде онлайн магазинов и больших книжных типа «Библио Глобуса», «Буквоеда» и др.