Развитие связной речи в дошкольном возрасте. Беседа – метод развития диалогической речи детей дошкольного возраста. Обучение рассказыванию в дошкольном возрасте.
Рассказ на основе детского восприятия.
Рассказ по восприятию строится на основе впечатлений, полученных в процессе непосредственного восприятия предметов и явлений одновременно несколькими органами чувств. Рассказ на основе зрительного и кожно - мышечного восприятия объёмной игрушки или предмета. Описание игрушки или предмета.
Требования к подбору игрушек.
Младший дошкольный возраст (3 -5 лет). Игрушки образные, с яркой индивидуальностью, чтобы дети могли уловить состояние героя. Плюшевый мишка, пластмассовый снеговик, резиновые ёжики, котёнок и т.д.
Старший дошкольный возраст: (6 - 7 лет). Более сложные игрушки, требующие определения пространственного расположения частей: игрушечные часы, телефон, плита, автобус.
Методы и приёмы:
Речевой образец - правильная, заранее отработанная речевая деятельность воспитателя. Требования: небольшой, образный, чёткий, последовательный.
План рассказа - два, три основных вопроса, которые предлагаются детям для составления рассказа.
Использование наглядного плана схемы для составления рассказа.
Цвет, форма, величина, материал, части игрушки, действия с игрушкой.
Дидактическая игра с куклой.Дети знакомят её с игрушками, описывая их.
"Магазин игрушек" "Покупатель" описывает выбираемый предмет, " вручает по описанию.
"Дополни рассказ" За каждое дополнение ребёнок получает фишку.
"Что такое хорошо и что такое плохо"
Дети делятся на две команды. Одна группа составляет рассказ о предмете, отмечая его достоинства, другая - недостатки.
Рассказ об игрушке способствует формированию наблюдательности, подводит детей к пониманию смысла слов - обобщений: от описания одного предмета к описанию множества разных и активному использованию их в речи.
Рассказывание по картине. Этот вид рассказывания сложнее предыдущего, так как ребёнок только зрением воспринимает отражённые образы предметов.
Требования к подбору картин:
1. Художественная ценность.
2. Доступность.
3. Яркость и динамичность
4. Эстетичность.
5. Недопустимо условное изображение деревьев, домов, предметов, животных, нагромождение предметов.
Методы и приёмы:
Описание картины. Ведущий приём вопросы.
Рассказ по картине.. Высказывание своего суждения с элементами личного отношения.
Составление рассказов по небольшим картинкам. Дети сидят по кругу, у каждого картинка. Нужно быстро, точно и полно рассказать: кто изображён, какой и что делает?. Картинки передаются по кругу."Поехали, поехали. Стоп.". Рассказчик рассказывает о картинке, которая у него в руках в данный момент.
"Загадка-описание" Описать, не называя, что изображено на картинке, чтобы другие дети смогли отгадать и назвать данный предмет.
"Парные картинки". Предлагаются картинки из двух наборов детского лото. Дети по очереди описывают предмет, нарисованный на одной из картинок, не показывая её. Тот, у кого есть эта картинка, показывает её. Если ответ правильный, обе картинки откладываются в коробку. Если ответ неправильный, первый ребёнок повторяет своё описание более подробно.
Рассказывание по сериям сюжетных картин.
Варианты:
1.Разложить последовательно серию сюжетных картин, составить рассказ и озаглавить его.
2.Серия выставлена на доске. Первая картинка открыта, последующие закрыты. Составить рассказ по открытой картинке. Последовательно открываются все картинки и составляется новый рассказ.
3. Последовательно раскладывается серия картин. Составить рассказ по всей серии. Каждый рассказывает по одной картинке, другой продолжает по следующей.
4. Серия из четырёх картинок: три первые закрыты, четвёртая открыта. Что здесь могло произойти? Придумать начало рассказа. Открывается первая картинка. Дети придумывают рассказ по открытым картинкам.
5. Серия из пяти картин. Придумать рассказ по одной картинке из всей серии. Вывешиваются следующие картинки. Открываются третья и пятая. Вторая и четвёртая закрыты. Придумывается продолжение рассказа. Последовательно открываются вторая и четвёртая и составляются новые рассказы.
6. Серия из четырёх картинок, первая и четвёртая открыты, вторая и третья - закрыты. Придумывание рассказов сначала по открытым картинкам, затем - по закрытым.
"Составление рассказа по кусочкам фотографий"(Пейзаж). Открытка разрезана на несколько частей: небо, земля, деревья. Собирая части в целое, составляется рассказ.
Картина является ценным материалом для развития связной речи. Работа с картиной позволяет решить задачи эстетического и нравственного воспитания, формирует описательную, объяснительную и доказательную речь детей.
Пересказ художественного произведения.
Пересказ - творческий мыслительный акт, сложный психический процесс. Характеризуется восприятием художественного произведения, пониманием сюжета, выражением определённой ситуации, непосредственностью эмоциональных впечатлений.
Подготовка пересказа включает:
1. Идейно-художественный анализ произведения: идея, сюжет, язык, система художественных образов.
2. Составление композиционно -сюжетного плана рассказа.
3. Чтение текста (2-3 раза).
4. Пересказ по плану с учётом стиля изложения.
Методы и приёмы:
1.Отражённый и совместный пересказ с воспитателем.
2.Пересказ по частям, по иллюстрациям.
3.С элементами драматизации.
4.Коллективный пересказ. (Дети сами подбирают себе товарищей для совместного пересказа, распределяют последовательность рассказывания).
5.Использование наглядного плана. Изображается последовательность основных эпизодов рассказа, по каждому из которых могут быть нарисованы условно главные персонажи.
6. Пересказ с использованием творческих заданий. (Придумать свой вариант сказки с последовательным введением в неё новых персонажей. Придумать дальнейшее развитие событий)
7. Пересказ от лица главного героя.
Пересказ в речевой практике занимает большое место. Чем лучше усваивает ребёнок различные способы пересказа, тем значительнее его успехи в овладении монологической речью.