Известный итальянский композитор Джоаккино Россини написал свою «Золушку» в начале 19 века. Это было время зарождения романтизма в музыкальном театре при сохранении позиций классицизма. Отличительной особенностью музыки композитора является ее искрометность, яркость и легкость. Комедийные оперы Россини по сей день прочно входят в репертуары мировых театров, и среди них «Золушка» занимает почетное место.
Свое очередное творение композитор сочинял в спешке, поэтому многие сюжетные ходы были переделаны. Но главная причина сценарных перемен – сама музыка Россини. Стройная, веселая, гармоничная, она, казалось, не допускала волшебства и чудес. Напротив, весь ее строй, казалось, предназначался для того, чтобы объяснить зрителю историю, вскрыть тайные пружины интриги, максимально раскрыть персонажей и дать точное психологическое объяснение их поступкам. Поэтому в «Золушке» Россини все логично, а местами – даже приземленно. В опере нет волшебства, героиня прибывает на бал по приглашению мудрого воспитателя принца, а чудесный хрустальный башмачок заменил более прозаичный браслет. Поэтому произведение Россини далеко от оригинала не только по сюжету, но и по духу музыки, которая, впрочем, великолепна.
Французский композитор Жюль Массне написал свою «Золушку» в конце 19 столетия, когда культуру захватили символизм, импрессионизм и декадентство. Его музыка отличается чарующей мелодичностью, мягкостью звучания и проникновенным шармом. Мелодическое пространство оставляло большой простор для мечты, грез и волшебства. Поэтому в опере Массне есть и волшебница, и чудесные превращения, и хрустальный башмачок. В этом отношении французская «Золушка» более приближена к оригиналу, чем шедевр Россини.
Тем не менее, именно итальянская опера пользуется всеобщей любовью, в то время как творение Массне редко можно увидеть на театральных сценах. Дело в том, что музыка Россини с самого начала настраивает на веселый лад, юмор, искрометные дуэты и бойкие речитативы – то есть на все, что так любит зритель. В то время как французская «Золушка» – не только лирична, но и меланхолична, томна и грустна. Ощущение меланхолии усиливает певица в партии принца, который в таком исполнении не воспринимается всерьез. И хотя опера Массне больше похожа на оригинальную сказку, она, тем не менее, уступает творению Россини, который сделал ставку на итальянский задор.