Найти в Дзене
Две Совы

Великий тракт "Доктора Живаго" Бориса Пастернака

Не испытавши настоящей любви, не испив чаши разлуки, не удастся до конца прочувствовать эпический роман Бориса Пастернака "Доктор Живаго". Произведение включает в себя такие эпохальные исторические события как Первая российская революция, Первая мировая война, Великая российская революция и Великая Отечественная война. Пастернак проводит своих героев по дорогам (в романе часто будет использоваться такое слово как "тракт" (применительно к Сибири) то расходящимся, то сливающихся в одну, проведёт по пути любви и отчаяния от её трагедий. Читатель увидит истинное лицо революционного времени: обнадёживающее и облагораживающее вначале революций и умытое кровью в конце. Но обо всём по порядку.

Прежде всего это роман о России, о её трансформации из соборной, купеческой, державной в Россию революционную с крайними мерами и порядками, в Россию, где конечная цель оправдывает любые средства и методы. В книге поднимается вопрос места интеллигенции имперской России в революционном государстве. И главные герои произведения этого места так и не сыщут, а искать будут в Москве, в Сибири, на западных рубежах Первой мировой.

Пастернак наглядно продемонстрирует этот вывод в сцене смерти Юрия Андреевича. В трамвае заключен образ революционной России. Он постоянно ломается, едет скачками, в него переходят люди из других трамваев, скопившихся на линии за неисправным. И Живаго становится душно и тесно внутри, он пытается глотнуть свежего воздуха, пытается отворить окно и надрывает при этом своё больное сердце. Пастернак выводит своего героя из трамвая неслучайно. Это избавление от невозможности найти своего места в новой реальности. И это избавление - смерть. Вскоре сгинет в кровавом маховике революции и Лариса Фёдоровна, что усилит данное впечатление.

У Юрия особенный взгляд на время. Он видит себя как малую часть исторических событий, что и единит его с Ларисой Фёдоровной. В противовес их взглядам мы можем поставить мысли Антипова-Стрельникова, который ставил вызовы времени впереди счастливой личной жизни, сначала отправившись на войну, а затем став одним из красных командиров. Живаго же лишь подчиняется сначала вызову на фронт Первой мировой, а позднее - пленению и вынужденной работе на красных партизан. Его цели земные: семья, любовь, воспитание детей, работа и творчество. Он аполитичен, хоть у него и есть свои взгляды на происходящее в России.

Замысел Пастернака связать одной линией всех героев романа восхищает. Юрий Андреевич ещё будучи гимназистом, студентом и доктором знакомится, сталкивается с теми, кто будет встречаться на его пути в романе далее. Затем будет война и Милюзеево, где он будет много времени проводить с Ларисой Фёдоровной, встретится с Мишей Гордоном, услышит об Антипове и Галлиулине. После будет возвращение в Москву и долгий путь в Сибирь - в Варыкино близ Юрятина, где снова встретятся герои произведения.

Живаго - натура романтичная. Несмотря на то, что он доктор, точный диагност, Живаго пишет стихи и прозу. Также Юрий тонко чувствует состояние природы, видит красоту, даже имеет собственное отношение к красоте и искусству. Я думаю, читатели со стажем отметят в романе особенное описание природы. Оно индивидуально и единственно. Поэтический дар Пастернака вылился в прозе в описаниях в романе. Язык повествования местами сложен, автор использовал множество старых слов, жаргонизмов, чтобы передать атмосферу начала XX века в разных местах России.

Особое место в романе занимает образ русской женщины и жертвенности. Тоня, Лариса в тяжелейших условиях не отворачиваются от судьбы Родины, от судьбы Юрия. Они не боятся тягот и лишений, принимают их как данность. Красота, одухотворенность и самопожертвование во имя детей, любимого мужчины, своей страны - то, что всегда отличало русскую женщину, и то, что найдёт читатель в романе. Но новая реальность беспощадна и к женщинам, которые сохраняют в себе чувство гуманизма, любви к жизни. Пастернак показал в романе женские натуры уходящего времени, но с надеждой, что они возродятся в будущем.

Юрий Живаго в своей жизни будет любим тремя женщинами, но сам истинной любовью ответит взаимностью только Ларе. Возможно, обожание Тони, первой и единственной законной жены Юрия, было чувство сильное, но Пастернак явно даёт понять, что оно не идёт в сравнение с любовью к Ларисе Фёдоровне. Отношения же с Мариной в последние семь лет жизни Юрия - это угасание его личности и таланта. Почему он ответил на чувства Марины? Пытался сызнова пробудить в себе любовь к жизни? И этими отношения Пастернак усиливает чувство мытарств Живаго, беспокойства и внутренних поисков отождествления себя с вызовами нового времени.

Трагедия жизни Юрия Живаго - это антиреволюционный и антивоенный гимн. Путь доктора Живаго - это путь человечности в море смуты и бесовства, появляющихся в неспокойные для страны годы.

Я изложил лишь часть мыслей после прочтения романа. Эти мысли я больше оставляю для себя, чтобы лучше запомнить, попытаться сформулировать и выразить обобщения после прочтения. Денег за это не получаю - канал не монетизирован и не будет. Надеюсь, те, кто читают эти впечатления о книге (я не могу назвать это рецензией, потому что рецензии должны оставлять профессиональные критики), найдут что-то интересное, а может быть, захотят прочесть роман.

Правда жизни и сила личности "Мартина Идена" Джека Лондона
Две Совы8 июля 2022
Будущее "О дивного нового мира" Олдоса Хаксли наступило раньше
Две Совы6 июля 2022
"451 градус по Фаренгейту" Рэя Брэдбери как надежда на сохранение человеческого в человеке
Две Совы5 июля 2022
"1984" и "Скотный двор" Джорджа Оруэлла как отражение современной реальности
Две Совы5 июля 2022