Эпиграф: Мечтать не вредно, вредно не мечтать. Пословица
"Курьера" К.Шахназарова я не только смотрела, но и читала. При чем, читала уже после просмотра фильма. Дико хохотала над выходками главного героя Ивана Мирошникова. Когда читала, думала, как точно подобраны актеры: Ф.Дунаевский (Иван), А.Немоляева (Катя), О.Басилашвили (отец Кати), И.Чурикова (мать Ивана), В.Смирнов (Базин - друг Ивана) и др. Весь актерский состав прямо уложился в мое представление об участниках происходящих событий. А по сути ничего не происходит. Просто один эпизод в жизни молодого человека, окончившего школу и "провалившего" вступительные экзамены в институт.
Я, как всегда, зная сюжет, обращаю внимание на параллельные сюжетные линии. После очередного просмотра обратила внимание на мечты не самого героя, о его мечтах ни в фильме, ни в повести автор не упоминает, а мечты его окружения. При чем, эти мечты кардинально отличаются друг от друга. Еще бы, его новая знакомая Катя - представитель Советской "золотой" молодежи, дочь профессора. А Базин (друг Ивана) - обычный парень, у которого отец-алиментщик, а мать - "больной человек" (по словам самого Базина).
К.Шахназаров мастерски показывает два полюса Советского бытия через призму восприятия главным героем нового окружения. Иван попадает в компанию Кати, она (компания) ему чужда, каждый друг перед другом выеживается, из кожи вон лезет, чтобы показать, кто здесь крут. И, чтобы влиться в коллектив, Иван напивается французскими духами, а по повести - виски. При этом Иван рассказывает о себе небылицы, что он "пять лет оттрубил... в зоне". Молодой организм не справляется с крепким алкоголем, ему плохо. Но цель достигнута. Иван всех ошеломил, удивил, вывел из зоны комфорта.
Катя, попадая в компанию Ивана, тоже чувствует себя не в своей тарелке. Ей скучно. Все как-то мелко, приземленно....Рассказанного пошлого анекдота застеснялся и сам Иван. Эта сцена была придумана К.Шахназаровым, я думаю, не случайно. В повести ее нет. Она - противопоставление, показывает, насколько они разные - Катя и Иван, насколько далеки их интересы.
Зачем тогда они встретились? Почему их тянет друг к другу, таких разных?
Потому что они - два бунтаря. Иван - неравнодушный нигилист, его бунт - это отсутствие позиции как таковой. Ему не на кого равняться, он ищет себя. Он прокладывает себе дорогу вслепую, понятно, у него это не всегда получается. Катин бунт - это отказ петь "Соловья", это безумная песня о козле, это истошный бой по клавишам пианино.
А что ж мечта? А мечта мечте рознь. Катя мечтает о кабриолете, маленькой собачке на переднем сиденье и о безбедной жизни красивой женщины ("хочу быть очень красивой, чтобы нравиться всем мужчинам..."). Базин - друг Ивана, мечтает о пальто.
Кому-то щи жидкие, а кому-то бриллианты мелкие.
В оконцовке Иван дарит Базину пальто, призывая мечтать о чем-то большем.
Но и мечты Кати - тоже, скорее, не мечты, а протест вранью.
Оконцовка фильма - снова загадка. Зачем солдат-афганец?
Подписывайтесь, ставьте лайки, комментируйте. Быстро отвечаю всем