Найти в Дзене
StratMen (Strategic Mentoring)

Uber и проблемы

Недавно была опубликована информация, что топ-менеджеры Uber платили взятки за лоббирование своих интересов. Одним из получателей взяток значился даже текущий президент Франции Макрон. Вспомним, как всё начиналось.

Источником вдохновения для приложения Uber для вызова такси послужила снежная ночь в Париже в 2008 г., когда соучредители Трэвис Каланик и Гаррет Кэмп не могли найти такси. Uber начал бизнес в родном штате Каланика, Калифорния, запустив его в Сан-Франциско в 2011 г. Благодаря раннему финансированию со стороны известного инвестиционного банка Goldman Sachs и Google Ventures Uber быстро расширялся. В конце 2015 г. компания смогла отпраздновать свою миллиардную поездку. Он действовал примерно в 400 городах по всему миру, от Абу-Даби до Цюриха.

Стремительный рост Uber отчасти был направлен на то, чтобы опередить конкурентов. Технически довольно просто запустить местное приложение для вызова такси. Некоторые региональные конкуренты Uber быстро росли, например Lyft в США, Didi Kuaidi в Китае, Ola в Индии и GrabTaxi в Юго-Восточной Азии. В декабре 2015 г. эти четыре конкурента Uber объявили о стратегическом альянсе, пообещав обмениваться технологиями и предлагать общие услуги клиентам, путешествующим из одного региона в другой.

Стремление к росту часто приводило Uber к судебным неприятностям. Есть три области, в которых стратегия Uber особенно противоречива.

Во-первых, существует утверждение, что компания не нанимает своих водителей, а просто предлагает технологическую платформу, на которой водители и пассажиры свободно взаимодействуют. Поскольку водители считаются независимыми подрядчиками, компания, похоже, освобождена от дорогостоящих обязательств, таких как страхование, минимальная заработная плата, оплата сверхурочных и пенсии. Это помогло Uber снизить цены на традиционные услуги такси: в Нью-Йорке продажи традиционных желтых такси упали на 14% после местного запуска Uber. В нескольких населенных пунктах, включая родной штат Калифорния, статус независимого подрядчика водителей Uber столкнулся с юридическими проблемами, что привело к местным запретам или штрафам.

Во-вторых, по сравнению с тем, чтобы стать лицензированным водителем такси, людям относительно легко стать водителями Uber. Это создает риски для безопасности, а в некоторых случаях водители Uber даже нападают на пассажиров. В 2015 г. водитель Uber в Дели был осужден за изнасилование пассажирки. Uber обвинили в том, что он не провел надлежащую проверку биографических данных после того, как выяснилось, что насильник ранее обвинялся в нападении на женщин. Жертва подала иск в Сан-Франциско (позже был отклонен) , а Uber был временно запрещен местными властями Дели.

Третьим источником разногласий является очевидная агрессия Uber. Девиз команды роста компании звучал так: "легче попросить прощения, чем разрешения".

Uber часто пренебрегает местными правилами. Местные чиновники, которых Uber считает препятствующими, предположительно стали объектами систематических атак. Враждебно настроенный чиновник в Вирджинии, США, был завален электронными письмами и звонками после того, как Uber распространил его личную контактную информацию среди всех своих пользователей в штате. Широко сообщалось, что старший вице-президент Uber предложил Uber нанять команду с бюджетом в 1 млн.$, чтобы покопаться в личной жизни и прошлом журналистов СМИ, критикующих Uber: компания была вынуждена откреститься от этого предложения. Во время ожесточенного спора в Портленде, штат Орегон, комиссар по транспорту назвал руководство Uber "кучкой головорезов".

В начале 2016 г. генеральный директор Трэвис Каланик поделился своим мнением о подходе Uber в Times of India:

"Путь предпринимателя - это путь авантюриста ... Его можно назвать агрессивным, но он делает то, что, по мнению людей, противоречит общепринятому мнению. ...В конечном счете, все правила должны подчиняться людям и прогрессу. "

#uber

#стратегии

#проблемы роста компании

#развитие организации

#it-технологии