Найти тему
Primavera

Мастера Фаберже. Николай Александрович Петров

Серебряные настольные часы, украшенные жемчугом и полупрозрачной гильошированной эмалью, высота 10,3 см, мастер Хенрик Вигстрем, FABERGÉ, Санкт-Петербург, 1896-1908 г. Из коллекции британских монархов.

Ювелирные изделия фирмы Фаберже часто украшали драгоценными эмалями. Особенно красиво смотрелась гильошированная эмаль. В этой технике эмаль наносится поверх тонко гравированного на поверхности изделия ритмичного геометрического орнамента, иногда имитирующего текстуру муаровой ткани или лучи. Такой рисунок наносится с помощью гильошировальной машины.

Мастера-ювелиры отдавали свои изделия для покрытия эмалью в отдельную мастерскую, которая занималась только эмальерными работами. Чаще всего это были портсигары, рамки для фотографий, кнопки звонка, ювелирные украшения, шкатулки, ручки зонтиков. Эмальерной мастерской фирмы руководил Николай Александрович Петров. Лучше всего об этом мастере написано в книге искусствоведа Лилии Кузнецовой «Петербургские ювелиры XIX – начала XX веков»:

«Благодаря подвижничеству Николая Александровича Петрова, разрабатывавшего всё новые и новые составы эмалей и неустанно экспериментировавшего с режимами обжига и последовательностью нанесения слоёв, в работах фирмы Фаберже применялось свыше 500 оттенков эмали, то есть столько, сколько не знало эмальерное дело ни до, ни после, в настоящее время эмалевая палитра самых известных итальянских и французских фирм не превышает 60 колеров.

Предпочтение отдавалось эмали, нанесённой на плоско-рельефный рисунок, награвированный вручную или с помощью гильошировального станка. Она потому так необычно и выглядела, что требовала не только чрезвычайной тщательности в нанесении узора, не только шести-семи нанесённых в определённом порядке слоёв эмалевых покрытий различных цветов, уподобляющихся тончайшим лессировкам в живописи, но и специальных знаний при многократных обжигах, связанных с необходимостью выдерживания нужного интервала времени при заданной температуре. Недожог и пережог грозили неполучением требуемого оттенка, который к тому же резко отличался по цвету от наносимого на поверхность изделия перед обжигом порошка эмали. Вдобавок приходилось к тому же проводить долгие часы за ручной полировкой после каждого выхода вещи из муфеля.

Зато даже простейший сетчатый рисунок, награвированный тонким резцом, переливался под несколькими искусно подобранными слоями эмали, как муаровая ткань, каждая складка которой светилась только ей присущим цветом. Поражает разнообразие цветов и оттенков прославленных прозрачных или напоминающих драгоценный опал, слегка замутнённых, но зато переливающихся радужными всполохами эмалей, что создаёт волшебное зрелище. Эти восхитительные финифти были плодом неусыпных экспериментов отца и сына Петровых, всё время колдовавших над составами, порядками чередования 4–5 тонюсеньких слоёв, создававших эффект своеобразных лессировок, рецептами режимов обжига. Из-под поверхности, сияющей ярким блеском от долгих часов окончательной полировки на деревянном колесе, проглядывали разнообразнейшие рисунки, искусно награвированные на золоте или серебре.»

Большое количество ювелирных изделий, украшенных гильошированной эмалью, от фирмы FABERGÉ находится в коллекции британских монархов. Многие из них были подарками от российского императорского дома.

-2

Кубок из горного хрусталя на ножке из двухцветного золота, украшенной бриллиантами и полупрозрачной гильошированной эмалью, высота 6,8 см, мастер Михаил Перхин, FABERGÉ, Санкт-Петербург, 1895 г. Из коллекции британских монархов.

-3

Кнопка звонка из позолоченного серебра и золота, украшенная лунным камнем и полупрозрачной красной гильошированной эмалью, высота 4 см, мастер Михаил Перхин, FABERGÉ, Санкт-Петербург, до 1896 г. Из коллекции британских монархов.

-4

Настольная печать из кварцита, сердолика и золота, украшенная полупрозрачной гильошированной эмалью, высота 4,9 см, мастер Михаил Перхин, FABERGÉ, Санкт-Петербург, 1896 – 1903 гг. Из коллекции британских монархов.

-5

Настольная печать из золота, украшенная жемчугом и полупрозрачной гильошированной эмалью, высота 5,1 см, FABERGÉ, Санкт-Петербург, 1900 г. Из коллекции британских монархов.

-6

Записная книжка в обложке из кожи с накладкой из двухцветного золота и карандаш, украшенные бриллиантами, лунным камнем и гильошированной эмалью, высота блокнота 7,5 см, мастер Хенрик Вигстрем, FABERGÉ, Санкт-Петербург, 1903-1907 гг. Из коллекции британских монархов.

-7

Золотой флакон для духов, украшенный жемчугом и полупрозрачной гильошированной эмалью, высота 7,1 см, FABERGÉ, Санкт-Петербург, 1908-1917 г. Из коллекции британских монархов.

-8

Миниатюрный бокал из горного хрусталя на ножке из двухцветного золота, украшенной полупрозрачной гильошированной эмалью, высота 7,6 см, мастер Михаил Перхин, FABERGÉ, Санкт-Петербург, 1896 – 1903 гг. Из коллекции британских монархов.

-9

Золотая подвеска-яйцо с бовенитом и сапфиром, украшенная красной гильошированной эмалью, высота 2,1 см, FABERGÉ, Санкт-Петербург, около 1900 г. Из коллекции британских монархов.

-10

Серебряная позолоченная коробка для спичек, украшенная бриллиантами и гильошированной эмалью из чередующихся полос непрозрачного белого и полупрозрачного зеленого цвета, длина 7,9 см, FABERGÉ, Москва, 1899-1908 гг.

-11

Серебряная позолоченная чарка с серебряной монетой Петра Великого, украшенная жемчугом и матовой темно-синей эмалью, высота 10 см, FABERGÉ, Москва, 1908-1917 гг.

-12

Лорнет из трехцветного золота, украшенный гильошированной эмалью, длина 14 см, FABERGÉ, Москва, 1896-1908 гг.

-13

Серебряная брошь-кулон с позолотой и бриллиантами, украшенная гильошированной эмалью, диаметр 2,5 см, мастер Михаил Перхин, FABERGÉ, Санкт-Петербург, 1899-1903 гг.

-14

Набор серебряных позолоченных пуговиц, украшенных полупрозрачной розовой гильошированной эмалью, диаметр 1,2 см, FABERGÉ, Санкт-Петербург, около 1890 г.

-15

Серебряная кнопка звонка с позолотой и гранатом, украшенная полупрозрачной белой гильошированной эмалью, мастер Виктор Аарне, FABERGÉ, Санкт-Петербург, 1899-1903 гг.

-16

Серебряные настольные часы с позолотой и гранатом, украшенная полупрозрачной бледно-лавандовой гильошированной эмалью, мастер Виктор Аарне, FABERGÉ, Санкт-Петербург, около 1890 г.

-17

Щеточка для усов с рубином и сапфиром, украшенная полупрозрачной белой гильошированной эмалью, длина 7 см, FABERGÉ, Санкт-Петербург, 1908-1917 гг.

-18

Серебряная позолоченная шкатулка, украшенная полупрозрачной бледно-лиловой гильошированной эмалью, длина 13,6 см, мастер Федор Афанасьев, FABERGÉ, Санкт-Петербург, 1899-1908 гг.

-19

Серебряный позолоченный портсигар с сапфировой кнопкой, украшенный полупрозрачной белой гильошированной эмалью, длина 9,2 см, мастер Федор Афанасьев, FABERGÉ, Санкт-Петербург, 1903 г.

-20

Серебряная позолоченная коробочка с бриллиантовой кнопкой, украшенная гильошированной эмалью, 3,8х3,8 см, мастер Федор Афанасьев, FABERGÉ, Санкт-Петербург, около 1910 г.

-21

Золотой портсигар, украшенный бриллиантами и полупрозрачной сливовой гильошированной эмалью, мастер Хенрик Вигстрем, FABERGÉ, Санкт-Петербург, 1908-1917 гг.

-22

Пряжка из двухцветного золота, украшенная полупрозрачной сливовой гильошированной эмалью, высота 6,2 см, мастер Хенрик Вигстрем, FABERGÉ, Санкт-Петербург, 1903-1904 гг.

-23

Серебряная позолоченная фоторамка, украшенная гильошированной эмалью, мастер Ялмар Армфельдт, FABERGÉ, Санкт-Петербург, 1904-1908 гг.

-24

Серебряное позолоченное блюдо, украшенное гильошированной эмалью, диаметр 11,7 см, мастер Ялмар Армфельдт, FABERGÉ, Санкт-Петербург, 1908-1917 гг.

-25

Серебряная фоторамка, украшенная позолотой, жемчугом и гильошированной эмалью, высота 7,2 см, мастер Ялмар Армфельдт, FABERGÉ, Санкт-Петербург, 1899-1908 гг.

-26

Серебряная кнопка звонка с позолотой и сапфировым стеклом, украшенная полупрозрачной гильошированной эмалью, FABERGÉ, Санкт-Петербург, 1899-1908 гг.

-27

Серебряная позолоченная ручка зонта, украшенная бриллиантами и полупрозрачной розовой гильошированной эмалью, мастер Михаил Перхин, FABERGÉ, Санкт-Петербург, 1896-1903 гг.

Друзья, если вам понравилась статья, пишите комментарии, ставьте лайки и подписывайтесь - будет много интересного! ПОДПИСАТЬСЯ

Больше информации по декоративно-прикладному искусству и истории ювелирного дела вы можете найти в статьях:

Приглашаю всех в мой магазинчик PRIMAVERA на Ярмарке Мастеров!