У Грега дёргалось веко, и он с силой прижал его ладонью. Интервью шло не по плану.
Он много раз представлял себе разговор с представителями «Nature» или «Science», прокручивал в голове вопросы и строил ответы так, чтобы показать читателям красоту и волшебство подводного мира. Но эта журналистка (как её, Кирстен?) не стала слушать ни о черепахах, ни об акулах, ни о ярких красках кораллового рифа. Не попросила фото для журнала – ни одного занюханного фото из двух миллионов четырёхсот восьмидесяти двух тысяч тридцати пяти фото, которые он сделал почти за полжизни. Она даже диктофон не включила.
Часы показывали начало шестого, с минуты на минуту должна вернуться с работы Марта, а Грег предпочёл бы ничего не рассказывать ей заранее. Потом, когда статья выйдет – другое дело. Тогда он скажет ей: смотри, а ты не верила, что моё хобби – это и есть жизнь.
Журналистка тоже посмотрела на часы и сказала извиняющимся тоном:
– Ещё несколько вопросов.
– Конечно, – он кивнул нетерпеливо.
– Почему вы вообще решили стать дайвером?
Грег задумался. Он привык быть точным.
– Думаю, это случилось потому, что в детстве я очень любил читать.
– О морских приключениях?
– Нет, детективы. Но это не имеет значения. Хотя постойте, – оборвал себя Грег, – как раз это и имеет значение! Если бы я читал что-нибудь другое, мы не сцепились бы с Алексом.
– Расскажите про Алекса, – журналистка подалась вперёд.
– Мальчишка из параллельного класса. Я тогда хотел взять в библиотеке «Зло под солнцем» Агаты Кристи, он пришёл за той же книгой, а у них был только один экземпляр. Мы с ним чуть не подрались, – он усмехнулся. – А потом Алекс предложил читать вместе. «Так будет по-честному», – вот что он сказал.
– И вы согласились?
– Конечно! Если бы он не предложил, уверен, я сам бы это придумал! Мы читали вслух один вечер у меня дома, другой – у него. Книга быстро закончилась. Тогда Алекс предложил взять следующую.
– Вы поддержали его идею?
– Это с таким же успехом могла быть моя идея. Мне раньше не доводилось обсуждать с кем-то прочитанное, только на уроках в младшей школе, но это совсем не то. Там от тебя ждут правильного ответа. А с ровесником можно говорить что думаешь. Да, я и сам бы это предложил.
– Вы с Алексом стали друзьями?
– Думаю, в таких условиях это неизбежно, – Грег снова усмехнулся. – Мы даже решили поступать в один колледж.
– Кто из вас выбрал колледж?
– Угадайте, – он улыбнулся кривоватой улыбкой. – То есть я думал о том же самом, но Алекс и тут успел высказаться первым. Он во всём опережал меня на шаг.
– Мне кажется или это вас задевало?
– Бесило страшно! Не люблю самодовольных, а когда это твой друг...
– Он действительно был самодовольным? – собеседница далеко отклонилась от темы интервью, но Грег этого, казалось, не замечал.
– Давайте я для примера расскажу одну историю, а вы судите сами.
На каникулах мы решили полазать по горам к югу от нашего городка. Алекс решил, но и я был не против. Там здорово гуляло эхо. Мы выбирались на плато, когда я поскользнулся и чуть не полетел вниз. Горы невысокие, но шею сломать там легко. Алекс шёл первым, он меня подхватил и чуть ли не за шкирку втащил на ровное место. Мы поорали всякие глупости, чтобы послушать эхо, а потом уселись передохнуть. И знаете, что сказал этот невыносимый зазнайка? Он сказал: «Когда ты поднимешься на самую высокую в мире гору, будь уверен – я поднялся на неё раньше». Представляете? Так и сказал. В ту самую секунду я решил стать дайвером. Алекс никогда не умел плавать.
– Действительно, зазнайка, – улыбнулась журналистка. – Вы тогда поссорились?
– А? Нет, – Грег очнулся от воспоминаний. – Просто наши увлечения изменились и перестали совпадать. К тому же, я бросил колледж, а он доучился, работает теперь адвокатом, вроде успешно. Алекс даже предлагал мне быть шафером на его свадьбе, но у меня в тот день был мальчишник, мы с Мартой как раз собирались пожениться.
– Скажите, Грег, – журналистка поймала его взгляд, – когда вы погружаетесь... Там, в глубине, вам не приходит в голову, что вы так решили наперекор другу, то есть в каком-то смысле всё равно из-за него?
Грег потупился. Она продолжала:
– Если бы вы не столкнулись с Алексом в библиотеке, если бы он не предложил читать вместе, если бы вы не подружились, не пошли в один колледж и не полезли в горы, если бы он не сказал те слова – чем бы вы сейчас занимались?
– Писал бы детективы, – выпалил Грег, не успев подумать.
В прихожей хлопнула дверь – Марта вернулась позже обычного. Журналистка поблагодарила за интервью, закрыла блокнот и попрощалась с супругами уже на пороге. Грег представил её жене, не делая тайны из их беседы.
Остаток вечера он проходил задумчивый и впервые за всё время их совместной жизни ни разу не заговорил о дайвинге. Марта ни о чём не спрашивала.
Утром она торопливо собиралась на работу и выронила из сумочки маленький синий прямоугольник.
– Ты решила посещать психолога? – удивился Грег, поднимая визитку.
– Что? Нет, – улыбнулась Марта. – Это для коллеги.
Она забрала визитку и быстро положила в сумочку, но Грег успел прочитать: «Кирстен Роуман. Скорая психологическая помощь».