Найти тему
История. Факты+мысли

Таинственная "Одри Хепберн Советского Союза"

Несмотря на обилие ярких и привлекательных женщин в России, отечественная индустрия красоты начала развиваться только во второй половине прошлого века, когда новый лидер страны Советов Никита Хрущев, смягчив режим жесткой изоляции, приоткрыл железный занавес. Одной из первых отечественных манекенщиц, которую за рубежом называли не иначе как «советская Одри Хепберн», была Лёка Миронова (по документам Леокадия), попавшая на подиум, скорее, по стечению обстоятельств, чем по собственной воле.

Будущая модель с детства познала все прелести социалистического бытия, так как ее мать – баронесса Артемида Миронова – вынужденно вышла замуж за высокопоставленного чиновника из города Фрунзе, угрожавшего ей в случае отказа возбудить дело по 58 статье из-за непролетарского происхождения. Крепкой ячейки общества, по понятным причинам, не получилось, поэтому в 1940 году, в результате курортного романа, родилась девочка, отцом которой стал морской офицер. Спустя два года, не увидев в ребенке сходства с собственными чертами, обманутый муж попытался узнать правду, устраивая постоянные скандалы, один из которых закончился истязанием неверной супруги и стрельбой из пистолета. От верной смерти женщину тогда спасли солдаты из военного патруля, вовремя подоспевшие на звуки выстрелов.

После Победы, когда официального мужа посадили в ходе очередных чисток, маму с дочкой нашел тот самый офицер-орденоносец, вернувшийся с войны, и они перебрались в Ленинград. Однако семейного счастья опять не случилось, так как настоящего отца девочки скоро арестовали как врага народа.

Неудачи в выборе профессии долго преследовали и саму Лёку. Сначала она поступила в Вагановское училище, но развившийся остеопороз поставил крест на дальнейшей карьере балерины. Оперной певицы из нее тоже не получилось из-за поврежденных голосовых связок. Окончив школу, юная выпускница подала документы в архитектурный институт, однако сдать вступительный экзамен по черчению ей помешало резко ухудшившееся зрение.

Неизвестно сколько еще недугов, помешавших овладеть той или иной специальностью, обнаружилось бы у девушки, если бы она случайно не приехала на швейную фабрику в подмосковном Бабушкине, где проходил практику Вячеслав Зайцев. Начинающий модельер, мгновенно оценив внешние данные, предложил Лёке представлять его работы на выставочных просмотрах. Первые же показы оказались настолько успешны, что их обоих пригласили в Дом моды на Кузнецком мосту.

Модельеры и модели Советского Союза не воспринимали Париж, как столицу мировой моды, если бы имели право беспрепятственного выезда за рубеж
Модельеры и модели Советского Союза не воспринимали Париж, как столицу мировой моды, если бы имели право беспрепятственного выезда за рубеж

На новом месте Миронова стала одной из самых ярких звезд советского подиума. Фотографии русских красавиц заполонили страницы профильных западных журналов, но самим девушкам строго запрещалось прямое общение с иностранцами. По этой причине Лёка Миронова, получавшая тогда 76 рублей в месяц (на 16 рублей больше, чем уборщица в Доме моделей), лишь много лет спустя узнала, что один из американских продюсеров настойчиво предлагал заключить с ней контракт со стандартной оплатой $2000 в час. Отечественные кураторы в штатском ответили шоумену, что мисс Миронова плохо переносит длительные перелеты, поэтому вынуждена отказаться.

Несмотря на такую трогательную заботу о здоровье своих подопечных, те же люди требовали от них оказания интимных услуг бесплатно и независимо от плотности рабочего графика. Кроме того, для чиновников самого высокого ранга, из числа партийных моралистов, наладили выпуск аналога Playboy, на страницах которого позировала почти вся команда из дома на Кузнецком мосту. Если кто-то из начинающих стрип-моделей чувствовала неловкость перед первой фотосессией, серьезные товарищи доходчиво объясняли, насколько важна и необходима такая работа, а также напоминали о последствиях в случае отказа.

Комсомолку Миронову долгое время миновали подобные предложения, поскольку она имела незавидную репутацию склочницы, вечно проявляющей ненужную инициативу. Например, когда партийные бонзы разъясняли девушкам правила поведения за рубежом, перед поездкой на Всемирный парад топ-моделей в 1968 году, она подняла вопрос о нижнем белье, которое позорит советских женщин.

- Знаете, господа хорошие, мы и сами знаем, что нам можно, а чего нельзя. Вспомните случай с Монтаном, когда он выставил напоказ наши подштанники и весь мир смеялся над страной, первой отправившей человека в космос. Как вы тогда его называли – враг народа? Если это же белье будет надето на советских манекенщицах и на этот раз, вы окажетесь собственными врагами. Не примите меры и не обеспечите нас достойным бельем, история повторится, и вам будет еще хуже.

Достойное выступление на конкурсе такого уровня было очень важно для престижа страны, поэтому, скрипя зубами, к этим словам прислушались, согласовали решение с ЦК, послали гонцов в 200-ю секцию ГУМа, обеспечили всех участниц импортным бельем и… исключили из списков тов. Миронову, сделав ее полностью невыездной.

Советские девушки произвели фурор на конкурсе высокой моды в 1968 году, но Мироновой среди них не оказалось.
Советские девушки произвели фурор на конкурсе высокой моды в 1968 году, но Мироновой среди них не оказалось.

Окончательную точку в карьере манекенщицы поставил тихий скандал, который она устроила на съемках для того самого пресловутого журнала. Поняв, куда и зачем ее привезли, девушка схватила хрустальную пепельницу, пригрозив разнести вдребезги дорогую импортную аппаратуру. Поначалу дебоширку попытались урезонить, слюнявым шепотом объясняя, КАКОГО ранга человек обратил на нее внимание, но, убедившись, что «уровень сознательности у дрянной девчонки крайне низок», с облегчением спровадили за порог.

Лёка Миронова вполне осознанно пошла на такое обострение, хотя прекрасно понимала правила игры. Кроме того, она не была ханжой и не придерживалась пуританского образа жизни. К тому времени у нее за плечами был и недолгий брак, и многочисленные романы, и даже Большая Любовь, поэтому она хорошо знала разницу между мужчинами, которым была рада позволить за собой ухаживать и лживым догматиком, возомнившем себя вельможей. После этого, испытав на себе все формы мести отвергнутого чиновника, имя которого, также, как и фамилию первого мужа матери, она оставила в тайне, Миронова уволилась и возобновила карьеру только после распада СССР.

Несмотря на более чем зрелый возраст, Лёка Миронова и сегодня участвует в показах одежды, сделанной ее другом.
Несмотря на более чем зрелый возраст, Лёка Миронова и сегодня участвует в показах одежды, сделанной ее другом.

Биография Лёки Мироновой как нельзя лучше иллюстрирует жизнь советского общества. Сначала надо было не попасть под каток террора, различной степени интенсивности, затем, имея невостребованный потенциал, научиться выживать на подачки со стороны государства, громко восхваляя его создателей. При этом главным условием успеха и карьерного роста было абсолютное согласие с линией партии и полное отсутствие уважения к себе.

ПРОДВИЖЕНИЕ СТАТЕЙ ЗАВИСИТ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ОТ КОЛИЧЕСТВА "ЛАЙКОВ" И ЧИСЛА ПОДПИСЧИКОВ.

Счастливая переправа. 1944 год.

Живопись на службе у Советской власти

Вознаграждение за полет