На стадии разложения первобытного общества, вымысел впервые начинает доминировать над правдой.
Высокий уровень вековой неграмотности населения соблазнил хитрованов, практически, в каждом этносе на создание мистических трагедий и мифов о якобы имевших место событиях, прежде всего, из жизни местных богов, а затем и местных царей. Иными словами, в ранних образцах писаной истории господствовала мистика, мифология, оппортунизм, беспардонная адептика.
Многие века, благодаря насилию, «священные» писания разных эпох и народов были единственными официальными источниками сведений об «истории».
С появлением каждой новой конфессии, каждого нового религиозного иерарха, религиозная и светская истории пополнялись новыми чудесами, благо, что в покладистых «летописцах» недостатка не наблюдалось.
Алогизм был главной формой «логики» при описании и интерпретации исторических фактов и процессов.
Т.е. тысячелетиями история представляла собой оплаченный социально-мистический заказ, по поводу которого фантаст, Герберт Уэллс, однажды, не сдержавшись, написал статью «Ложь под названием история».
В настоящее время обществоведы признают наличие марксистского и немарксистского вариантов историографии.
Однако и это деление условно.
От страны к стране, от эпохи к эпохе немарксистская историография существует в разных, порой антагонистических вариантах. Это предопределено наличием религиозных, расовых, националистических, конфессиональных и меркантильных, т.е. непримиримых интересов и уровней ангажированности национальной буржуазной интеллигенции. А поскольку не каждый, объявивший себя марксистом, является таковым на самом деле, постольку вариантов историй, написанных, якобы марксистскими, тоже, неприлично много.
Неграмотным и недобросовестным теоретиком может быть и отдельный человек, и целая партия, назвавшая себя марксистской. Так что, название исторической школы не является гарантией степени научности её содержания. И тот факт, что современная писанная история представлена множеством противоположных вариантов, не отрицает наличия единственной и конкретной истины, к которой историческая наука неизбежно придёт, хотя и не завтра.
Римские цифры не сразу уступили место индийско-арабским, а исчисление не сразу стало интегральным или «двоичным».
Существует поверье, что исторические рукописи тоже горят плохо, но, в силу сложившегося соотношения финансовых сил, рукописям с правдой приходилось пробивать себе дорогу к сознанию масс «карабкаясь по горным склонам», через костры инквизиции и каторжные тюрьмы, в то время, как по лживым рукописям разрешено было двигаться по столбовым дорогам, по частным «автострадам» с нобелевскими премиями.
По вековой традиции, меркантильные слои общества щедро, но в своих интересах, оплачивают искажение исторической информации.
Однако в силу исторической тенденции развития индивидуального и общественного сознания, способность населения выделять в информационных потоках и накапливать конструктивное содержание, век от века повышается.
В связи с этим растёт требовательность рядовых членов общества к достоверности информации исторического толка. Историки тоже начинают понимать необходимость быть ближе к исторической реальности и строить свои спекуляции всё более изобретательно. Пока, им это удаётся, и ещё некоторое время, историки будут водить за нос массы избирателей, изображая в прошедшей истории всё праведное, чистое и светлое - грешным, грязным и тёмным.
Таким образом, суммарный интеллектуальный потенциал человечества, его аналитические, дедуктивные, индуктивные и синтезирующие способности – растут, хотя, и медленно.
Развиваются и личные способности субъектов, растут инструментальные возможности фиксации, запоминания и осмысления фактов в их последовательности, причем, такими темпами, что отражение событий становится всё более тождественным содержанию реальным событиям, тем более, в текущем времени и в глобальном масштабе.
Всё чаще мировые политические деятели, в борьбе за избирателя, вынуждены обнародовать материалы своих секретных переговоров с конкурентами.
Верите ли вы на 100% информации об исторических фактах?
Подводила ли вас доверчивость к информации исторического характера?
Серия статей в защиту исторической науки написана в ответ на публикацию — Полюбуйся, дядя, что твои «ленины-сталины» творили
Автор: Валерий Подгузов, кандидат экономических наук, подписчик канала Хакнем