Найти тему
С Богом по жизни

КОГДА СВОДЯТСЯ СЧЕТА

Свое пророчество Аввакум начал как протест против того, как Бог работает. Пророк думал, что Бог бездействует и равнодушен, потому что в Иудее свирепствовала несправедливость. Близорукость Аввакума становится очевидной, когда Бог открывает ему Свой план наказания зла и несправедливости. В 3:1-16 отношение Аввакума меняется, и он выражает твердую уверенность в том, что Бог не оставит зло без наказания!

В последней части пророчества, являющейся его логическим заключением, вера Аввакума побеждает мучившие его сомнения. Он взирает только на Всемогущего Бога, восседающего во всем Своем великолепии. Глава 3 от начала и до конца представляет собой поэтическую молитву, в которой подчеркивается то отношение, которое должны иметь христиане ко всему, что происходит в их жизни.

Аввакум начал с того, что смотрел только на людскую несправедливость и совсем забыл Бога. В конце пророчества мы видим, что он перевел свой взгляд. Теперь он видел Бога Всемогущим Владыкой, чьим путям никогда не будут помехой человеческие злодеяния. Он пришел к пониманию, что, хотя кажется, будто человеческое зло остается безнаказанным, ни одно злодеяние не уйдет от Божьего гнева и суда.

Стих 1 указывает, что последующие стихи представляют собой молитву. В ней бегло просматривается история, и в быстро сменяющих друг друга образах Бог представлен в терминах, вызывающих благоговейный страх. Вывод, который сделал Аввакум, принес ему утешение даже посреди жизненных несправедливостей, кажущихся непреодолимыми. Он заключает, что все могут без колебаний доверять Богу и что это доверие полностью оправдано! Это доверие явствует из противопоставления 1:2 (“Доколе, Господи, я буду взывать — и Ты не слышишь, буду вопить к Тебе о насилии — и Ты не спасаешь?”) и 3:19 (“Господь Бог — сила моя: Он сделает ноги мои, как у оленя, и на высоты мои возведет меня!”). Эти два стиха выражают противоположные эмоции. Истины 3:1-16 изменили взгляд пророка на несправедливость. Отметьте три ответа, отображенные в этой части книги.

ОТВЕТ ПРОРОКА — ПОЛНАЯ УВЕРЕННОСТЬ!

Поняв, что беззакония будут наказаны, Аввакум демонстрирует полную уверенность в Божьем всевластии. Теперь он верит, что Яхве — Всемогущий Господь всего.

Молитва об абсолютной истине (Авв. 3:1-15)

Эта часть книги предваряется словами: “Молитва Аввакума, пророка, для пения” (3:1). Указание “начальнику хора” в конце книги позволяет предположить, что эта молитва была написана для богослужения. Она должна была призывать людей помнить, как силен Бог и как Его всесилие исправит все беззакония. Эта молитва — эмоциональное, страстное поэтическое излияние веры Аввакума. Он изменил свое отношение и теперь смотрит на жизненные проблемы с обновленной уверенностью, что ничто не может лишить Всемогущего престола в Его святом храме! Все должны молчать перед Его величием!

В молитве Аввакума мы находим два элемента, которые должны присутствовать в наших молитвах. Во-первых, должно быть смирение. Он уже не задает Богу вопросов. Аввакум признал, что Бог абсолютно прав и абсолютно справедлив. Его полная покорность Божьей воле должна быть у каждого христианина (Деян. 21:14). Смирение заставило его сместить фокус. Он уже не смотрел только на национальную гордость Иудеи или на развращенность своего общества; теперь его заботило лишь то, чтобы все увидели Божью славу. Давайте учиться смирению Аввакума. Пусть нас волнует только Божья слава. Давайте молиться о том, чтобы Божья воля восторжествовала на всей земле. Давайте смирим свои желания и будем заботиться лишь о распространении праведности. Петр призывал христиан: “Итак, смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время” (1 Пет. 5:6).

Второй элемент молитвы Аввакума, который должен быть у нас, это почитание Божьих намерений. Пророк просит Бога: “Соверши дело Твое среди лет” (3:2). Слово “совершить” означает “упорно, настойчиво добиваться”. Это просьба к Богу осуществить Свои намерения. Аввакум знает, что если Божий план будет исполнен, то все в конце концов встанет на свои места — даже если все сейчас кажется хаотичным. Такую веру должен иметь каждый христианин при столкновении с несправедливостями жизни. О чем мы должны молиться, когда сталкиваемся со страшными беззакониями? Библия говорит, что мы должны оставить все переживания за настойчивыми молитвами и радоваться, даже когда мы страдаем от жизненных несправедливостей (Фил. 4:4-6). Нам велено молиться об осуществлении Божьих замыслов. Последние слова Иоанна в Откровении к тем, кто страдал от несправедливости в жизни, призывают Господа вернуться (Отк. 22:20). Это просьба об осуществлении Божьего конечного плана.

Противопоставляя беззакониям уверенную молитвенную жизнь, вы начнете смотреть на проблемы под правильным углом зрения. Поскольку Божья сила превыше любого противления со стороны зла, вы будете непоколебимо верить, что Бог способен справиться с любыми трудностями, которые возникают в вашей жизни!

Страх перед Божьим великим гневом (Авв. 3:16)

Стих 16 говорит: “Я услышал — и вострепетала внутренность моя; при вести об этом задрожали губы мои, боль проникла в кости мои, и колеблется место подо мною”. Аввакум осознал, что наказание Иудеи неотвратимо. Надлежало наказать грехи страны. Невзирая на национализм Аввакума, божественный гнев поразит надменных и восстановит справедливость в обществе, которое оставило праведность. Это понимание далось пророку нелегко. В главе 1 он сохранял стойкий националистический дух, отказываясь принимать тот факт, что Бог приведет Иудею к падению. Теперь Аввакум признавал право Бога делать с народом все, что Он пожелает. Признав, что судьба Иудеи предрешена, и зная, от Кого это исходит, Аввакума охватил страх.

Если мы поймем великую силу Бога, мы тоже будем иметь этот великий страх перед Ним. Такой страх испытали Даниил (Дан. 10:8) и Иов (Иов 40:4, 5). Автор Послания к евреям говорил о страшном положении тех, кому предстоит столкнуться со всепоглощающим гневом Божьим (Евр. 10:31). От этого страха все “трепещет”. Эта фраза изображает, как все внутренности человека буквально сотрясаются.

Аввакум уверен, что Бог осудит зло и накажет несправедливость. Он знает, что наказание будет суровым. Христиане должны понять ту же истину, потому что она приведет их к благочестивой жизни и поможет избежать этого великого гнева. Павел пишет: “Итак, видишь благость и строгость Божью: строгость к отпадшим, а благость к тебе, если пребудешь в благости Божией; иначе и ты будешь отсечен” (Рим. 11:22).

Покорность Божьей воле (Авв. 3:16)

Раньше Аввакум надеялся получить от Бога объяснения Своим действиям (2:1). Теперь он снова предлагает надеяться на Бога — но по другой причине. Теперь он будет терпеливо ждать исполнения Богом Своего плана. Стих 16 говорит: “А я должен быть спокоен (буду ждать; Современный Перевод) в день бедствия, когда придет на народ мой грабитель его”. Аввакум готов покориться Богу и ждать, когда все осуществится по Его расписанию. Он готов перестать ждать от Бога немедленных ответных действий на свои требования. Он решил ждать и подчиняться Божьим требованиям.

Для христиан это не означает, что мы пасуем перед несправедливостями жизни. Это не означает, что мы допускаем “справедливость” зла. Это не означает, что мы терпим поражение и не имеем надежды на победу над беззакониями в жизни. Это просто означает, что мы безоговорочно уповаем на то, что Он силен воздать за несправедливость. Это выражение веры в Бога, доверия к Нему.

ОТВЕТ ГОСПОДА — ПОЛНЫЙ КОНТРОЛЬ

Аввакум понял, что однажды за все несправедливости жизни воздастся: так Бог ответит на беззакония.

“Совершение” Его дела демонстрирует Его абсолютный контроль надо всем: “Господи! Услышал я весть Твою и убоялся... Господи! Соверши дело Твое среди лет, среди лет яви его. В гневе вспомни о милости” (3:2). Аввакум осознал, что ничто не помешает осуществлению Божьих планов. Эта истина воспевается во многих духовных гимнах. О том, что Его цели осуществляются, свидетельствует история. Ничто этому не смогло помешать. Когда Израиль нуждался в избавлении, Бог давал его, чтобы ничто не стояло на Его пути. Историческое подтверждение нерушимости Божьих замыслов укрепило уверенность Аввакума. Ф. Кук так пишет о влиянии истории на Аввакума: “Здесь пророк молится о том, чтобы давние дела избавления, повторявшиеся в каждую великую историческую эпоху в истории Израиля, явились, как живая реальность, в умах людей”. Данный Аввакумом обзор истории Божьего народа демонстрирует абсолютное Божье правление:

“Бог от Фемана грядет, и Святой — от горы Фаран. Покрыло небеса величие Его, и славой Его наполнилась земля. Блеск ее — как солнечный свет; от руки Его — лучи; и здесь тайник Его силы! Пред лицом Его идет язва, а по стопам Его — жгучий ветер. Он встал — и поколебал землю; воззрел — и в трепет привел народы; вековые горы распались, первобытные холмы опали; пути Его вечные” (3:3-6).

Слова Аввакума рисуют яркую картину Божьего ответа миру. Он видит, как величественный Бог идет вершить Свое наказание. Бог изображается воином неимоверной силы. “Воин, изображаемый в этом тексте, конечно же, не обычный солдат. Его оружие и поля битвы — космического масштаба. Никакая человеческая или земная сила не устоит перед его натиском” (Кайзер). Аввакум представляет Бога жгучим ветром, расшатывающим стабильность земных основ. Он сравнивает Бога с язвой и чумой, губительная сила которых смирила гордый Египет. Бог в Своем могуществе способен “обозреть” землю и продемонстрировать абсолютный контроль над всей планетой (3:6; см. Пс. 73:17). В этом описании Божьей властью устанавливается Его неоспоримое, абсолютное управление всем на земле. Следствие этой абсолютности ясно: никто не избежит наказания за зло; несправедливость не укроется от небесного пристального взора!

Когда Аввакум осознал, что Божье дело “совершится”, он понял и то, что все находится под Божьим контролем. А раз Бог осуществляет полный контроль, то Его целям ничто не сможет воспрепятствовать. Поэтому верные победят!

На протяжении всей 3-й главы Аввакум обращается к памятным событиям прошлого Израиля. Он показывает, как Божье абсолютное господство неизменно заверяло, что Он никогда не подведет. Всю прошлую израильскую историю Божья сила миловала и направляла, дабы Его цели осуществились. Аввакум вспоминает чудеса в Египте, избавление от рабства у фараона, переход через Красное море, события на горе Синай, переход через Иордан и завоевание земли обетованной, тем самым показывая, что для Божьих целей не существует никаких препятствий.

Поскольку история свидетельствует, что Божьи замыслы всегда исполняются, то мы должны вновь укрепиться в уверенности, что и в наши дни ничто не помешает Его планам. Д. Мартин Ллойд-Джонс говорит: “Бог, в которого мы верим, может действовать (и действует), как и когда Ему угодно. Аввакум размышляет о величии и силе Бога и о чудесном элементе Его работы со Своим народом”. Бог во всей абсолютности Своей сущности обещает христианам, что Он защитит спасенных и пошлет бедствия на тех, кто отвергает справедливость. Ни один неправедный не устоит. Когда придет Божье правосудие, те, кто пытается помешать Божьим намерениям, обнаружат, что не способны устоять (Отк. 6:17). Осознав абсолютность Божьей справедливости и плачевное состояние противящихся Богу, Аввакум только и смог, что просить: “В гневе вспомни о милости” (3:2).

ОТВЕТ ГРЕШНИКОВ — ПОЛНЫЙ КРАХ!

Последний ответ относится к тем, кто извратил справедливость и пытается противостоять Божьим планам. Ответ грешников в описании Аввакума можно охарактеризовать одним словом — ужас!

Когда придет Божий суд, все грешники испытают огромный страх и ужас. Они увидят величественное Присутствие и потерпят полный крах. Аввакум узнал, что грешники, может быть, и господствуют сейчас, но это не будет продолжаться вечно. Сейчас они могут вершить все силой и жестокостью, но этому придет конец. Когда Бог явит Свое правосудие, чтобы мера за меру воздать за беззакония в жизни, грешники увидят, насколько безнадежно их положение (Отк. 20:11).

Мировые правящие державы могут демонстрировать свою силу в войне, но их военная мощь не сможет защитить их от Божьего гнева. Эту мысль иллюстрирует избавление Израиля от египетского рабства. Хотя египтяне были непревзойденной мировой державой, они затрепетали перед Божьим правосудием. Впоследствии Моисей и Израиль пели: “Ты ведешь милостью Твоею народ этот, который Ты избавил... Услышали народы и трепещут” (Исх. 15:13, 14). Что было истинно для Египта, остается истинным и сегодня: земное великолепие и мирское превосходство не помогут, когда вернется Господь (Пс. 9:15, 16; 2 Фес. 1:7 и дал.; Отк. 19:11 и дал.).

Обратите внимание на слова, описывающие скорбное положение грешников: “трепет” (3:6), “распались” (3:6); “грустные” (3:7). Полный крах будет их концом (3:12-15). Наступит час, когда упрямое сердце должно будет признать Божье всевластие; надменное сердце должно будет согласиться, что Бог и в самом деле правит всем. Гордые обнаружат, что верили гнусной лжи, думая, что успехи в этой, бренной, жизни и есть окончательное вознаграждение (3:16). Мы читаем: “Ибо написано: «Живу Я, — говорит Господь, — предо Мной преклонится всякое колено, и всякий язык будет исповедовать Бога». Итак, каждый из нас за себя даст отчет Богу” (Рим. 14:11, 12).

Такое описание полного краха грешников должно ужаснуть всех, кто упорно противится Богу! Именно это произошло с людьми в Деян. 2, которые поняли, что были непокорны Богу и противились Его священным намерениям. Когда они все это поняли, “они умилились сердцем и сказали Петру и прочим апостолам: «Что нам делать, мужи братья?»” (Деян. 2:37). Они осознали свою непокорность Богу, и это их отличает от грешников в Авв. 3. Грешники, которые вскричали в Деян. 2, покаялись и были готовы повиноваться Богу, а грешники в Авв. 3 продолжали упорствовать, пока не стало слишком поздно. Грешники в Деян. 2 захотели исполнить Божьи повеления и спастись, повиновавшись Божьей воле (Деян. 2:38).

Пусть все поймут учение Аввакума (3:13). Божья высшая цель — спасти погибших. Все земные испытания, в конце концов, приведут к этой великой цели! Поэтому все, что случается в жизни, может привести либо к спасению, либо к дальнейшему отделению от Бога. Нам решать — выбрать одно или другое. Либо смирение, либо гордость (2:4). Все мы должны работать с открытой Божьей волей, и тогда мы увидим, что спасение для нас возможно и что Божья цель исполнена. Может показаться, что сегодня Божья цель не исполняется, но мы никогда не должны позволять этой мысли помешать нам совместно работать с Богом. Его милость доступна всем, кто готов покориться Его повелениям. Однако Божья милость не будет длиться вечно! Поэтому пусть все грешники откликнутся на призыв Бога немедленно, как сделали те, о ком говорится в Деян. 2:37-42.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Когда кажется, что испытания склоняют чашу весов в пользу зла, помните, что “пути Его вечные” (3:6). Божье поведение предсказуемо. Это должно утешать всех, кто решает для себя проблему несправедливостей в жизни. “Как Бог действовал на Красном море, на реке Иордан, весь долгий день Иисуса Навина и когда Гофониил и Гедеон попали в окружение, так Он будет действовать и в Свой великий день спасения” (Кайзер).

Христиане должны иметь правильный взгляд на настоящее, используя прошлое в качестве основания для своей веры. Для святых нет причины унывать, когда мы вспоминаем Божьи дела в прошлых поколениях. Мы с уверенностью можем сказать: “Боже, Царь мой от века, устрояющий спасение посреди земли”; “Восстань, Боже, защити дело Твое, вспомни вседневное поношение Твое от безумного” (Пс. 73:12, 22).

Когда вы сталкиваетесь с несправедливостью, помните, что Бог, в конце концов, воздаст за все беззакония жизни. Эта мысль помогла Аввакуму выжить и поможет выстоять вам, когда ваш дух ослабеет. Вы сможете все выдержать, если только сосредоточитесь на трех принципах:

• Помните славное прошлое! История укрепит вашу уверенность и веру в Бога!

• Надейтесь на великую Божью силу! Его дела в прошлом являются гарантией Его дел в будущем!

• Верьте в Божье Слово! Бог всегда исполняет Свои обещания!

#аввакум #пророк #пророки #историяизраиля #толкованиеветхогозавета