Нередко мы встречаем в интернете комментарии людей, которые утверждают, будто в гипсовых фигурах Помпей нет костей. А есть даже мнение, что фигуры эти – скульптура для усиления впечатления посетителей археологической зоны. И знаете что? Последнее предположение не лишено здравого смысла. Вернее, его крупицы.
Несмотря на то, что идея создать фигуры погибших людей (и не только людей – отлично получались и предметы из, например, дерева) изначально преследовала научные цели и была придумана археологами, а воплощена в жизнь в конце XIX века Джузеппе Фиорелли – тогдашним директором Помпей, довольно долгое время они, эти фигуры, использовались именно для визуального воздействия на туристов.
Некоторым из них были даны имена, вернее, прозвища, и придуманы легенды, которые были основаны на косвенных данных.
Вот, например, самая известная фигура, фотография которой есть у каждого хоть раз побывавшего в Помпеях. Она размещена в так называемом холитории – помещении на форуме, где торговали сыпучими продуктами (зерном, бобами и т.д.). Этот холиторий был отдан для хранения археологических находок – керамика, скульптура, архитектурных фрагменты и прочие предметы расставлены там по полкам и на земле. Отсеки закрыты решетками, которые позволяют сфотографировать их содержимое.
Но вернемся к фигуре из холитория. Это сидящий на земле человек, закрывший лицо руками. При раскопках неподалеку от него нашли погибшего мула. И что же? Правильно – придумали историю, что этот человек и мул, несомненно, были знакомы. И вот у фигуры есть прозвище – Погонщик мула.
В знаменитом Доме Золотого Браслета, о котором мы неоднократно писали, в 1974 году удалось сделать слепки аж с целой группы из четырех человек: двух взрослых и двух маленьких детей. Очевидно, что это была семья. У одного взрослого на руке был золотой браслет, а Древний Рим по пути толерантности к многообразию гендерных ролей свой путь еще даже не начинал. Так что, похоже, мать с отцом пытались укрыться в коридоре нижнего уровня городской виллы от падающего с неба пепла и мелких камешков и упустили момент, когда стоило бы покинуть город.
Мы уже как-то показывали старое видео, как откапывали гипсовые фигуры погибших жителей Помпей. А сейчас расскажем, как их дорабатывали.
Гипс отлично передавал рельеф поверхности тела человека, который запечатлел окаменевший пепел с лапилли. На отливках можно рассмотреть даже складки одежды, детали фурнитуры и галантереи, украшения. Однако полость в пепле не всегда сохранялась полностью и не всегда удавалось сохранить самые концы конечностей (если можно так сказать). Поэтому с фигурами работал еще и скульптор, который доделывал выступающие части человеческого тела. Например, кисти рук или носы.
А теперь о главном – о наличии человеческих останков внутри этих фигур. Как уже говорилось в начале статьи, есть категория «знатоков» Помпей, которые уверяют, что костей внутри гипсовых отливок нет. Что тут скажешь? Они – идиоты, не дающие себе труда узнать, что на самом деле.
А на самом деле внутри гипсовых фигур, конечно же, есть кости. Куда же им деться, если полость в окаменевшем пепле образовалась после того, как истлело тело человека? Никуда, кости-то сохранились. Иногда их порядок меняется – это зависит от позы погибшего: если кости в анатомическом порядке не поддерживались грунтом, то на место их уже не вернуть.
И доказательством этого факта являются не наши или чьи-то еще слова, а фотографии тех самых фигур(далеко не единственные). Смотрите сами:
А вот уже знакомая нам семья из Дома Золотого Браслета:
Кстати, лет семь назад специалисты Помпей обследовали некоторые из фигур с помощью компьютерной томографии. Удалось сделать даже кое-какие обобщающие выводы – например, относительно пищевых привычек помпейцев. К сожалению, полной информации об исследовании так и не было опубликовано.
И еще одно кстати – с помощью гипсовых отливок «воссоздавали» не только человеческие тела. В музее Боскореале есть, например, цепная собака, а в самих Помпеях – кабанчик. Но это тема для нового рассказа на нашем канале.
Подписывайтесь на канал "Древности нашей ойкумены"! У нас много интересных материалов по истории и археологии.