Найти тему
Толкачев. Истории

Как Ольга Бузова со МХАТом талантом делилась

Оглавление

Начну с 90-х, тогда многое происходило случайно. Случайно я стал работать с эстрадными исполнителями, – снимали клипы для Вики Цыгановой, Маши Распутиной, Алены Апиной и т.д.

Но мой уход из сферы развлечений был не случайным – наш шоу-бизнес в физике бы назвали "беспорядочное вращение броуновской частицы под влиянием ударов молекул среды". Хочешь одно, делаешь другое. Придумываешь одно, получается другое.

Но до чего мы не додумались, так до выхода на сцену драмтеатра/ Считалось кощунственным выпускать поп-исполнителя вместо театрального артиста, верой и правдой служившего на поприще высокого искусства.

Чехов с актерами МХАТа.
Чехов с актерами МХАТа.

В прошлом месяце исполнился год с тех двух июньских вечеров, когда одна известная участница "Дома-2" выходила на подмостки МХАТ им. М.Горького в спектакле «Чудесный грузин» в роли Беллы Шанталь.

– Отметить собрался? – услышу в ответ. – Ну, поразвлекались, немного опростоволосились, но встали, отряхнулись и дальше пошли. Память о великих актерах МХАТ? Она все стерпит. Ну да, блистали на легендарной сцене Ольга Книппер, Всеволод Мейерхольд, Иван Москвин, Борис Ливанов, Ольга Андровская, Василий Качалов, Алексей Грибов, Михаил Яншин, Евгений Евстигнеев, Олег Борисов, Татьяна Доронина, Олег Табаков…

А тут Бузова. Как бы они посмотрели на сию художественную самодеятельность? Да неважно, зритель же не свистит. Зрителю нужны развлечения.

Театр – храм?

Как играли, как ценили сцену – об этом ходят легенды. Но вот настали времена, когда исполняются желания. Хочешь выступить в цирке? Танцевать балет в Большом? Да нет проблем, если ты известен и упрям в достижении целей. Нет образования? Да посмотри сколько профессий люди осваивают без специального образования. Нет опыта? Будет. Справедливости ради скажем, Бузова перед покорением МХАТа успела сыграть в спектаклях "Медовый месяц", “Шикарная свадьба” и “Мужчина нарасхват”.

Медовый месяц. Из открытых источников
Медовый месяц. Из открытых источников

– У-ууу ты какая! – как говаривал лирический герой Геннадия Хазанова. Обратите внимание, есть какое-то сходство в названиях спектаклей, но "звезда" везде в разных сценических костюмах.

Новые идеи или новые пороки?

–Зачем идешь на скандал? – худрука МХАТ Эдуарда Боякова.

–В целях объединения, так сказать, высокого искусства и шоу–бизнеса, – так упаковал он свой ответ, а заодно свой "коварный" замысел в высокую идею, так обосновал приглашение светской дивы в храм искусства.

Причину ее приглашения я обнаружил у Сомерсета Моэма, и на небе стало ясно, как после летнего дождя. "Женщина привлекает к себе мужчин, играя на своем очаровании, и удерживает их возле себя, играя на их пороках", – говорит актриса Джулия Лэмберт из знаменитого романа С.Моэма "Театр".

Мужчина нарасхват. Из открытых источников
Мужчина нарасхват. Из открытых источников

Но как спасти лицо? Нет, не Бузовой, которая играет телом, лицо режиссера.

Так он сам себя пытался спасти.

Если мы правильно уловили мысль прогрессивного худрука, в следующий раз он готов выпустить на сцену и депутата, для объединения высокого искусства с законодательной властью, а там и футболиста, скажем, Дзюбу, где высокое искусство сольется в экстазе с футболом. И сбыться бы этим планам, да в том же году его попросили освободить театр от своего "художественного" руководства.

Эдуард Бояков успел поделиться тем, как сложен был выбор. Оказывается, на роль Беллы Шанталь рассматривались разные кандидатуры. Из "Дома-2"? Неизвестно, все секреты режиссер не раскрыл.

Но видимо, роль Беллы Шанталь сложна и непредсказуема, это не Джулию Лэмберт играть... Обучение в «Щуке» не поможет (зря студенты ждут своего часа), да вообще актеров на эту роль брать не надо, – исключительно людей других профессий. И если творческие замыслы приведут режиссера Боякова к созданию на сцене образа Гамлета, мы за премьеру спокойны. Из "засветившихся" Депутат Валуев, шоумен Рева, хоккеист Овечкин почтут за честь.

шикарная свадьба. из открытых источников
шикарная свадьба. из открытых источников

Теперь цитата постановщика шедевра, которую сразу растиражировал ТАСС: «Я увидел ее энергию, поверил, у меня возник резонанс, эмпатия, и мы сразу договорились». Ждали, он скажет: талант, кропотливый труд над ролью в стенах «Альма Матер»? Ну что вы! – вчерашний день. Энергия – то что надо! Станиславскому бы в уши.

Теперь о содержании пьесы. «Чудесный грузин» рассказывает историю, как пришел к власти Иосиф Сталин. В центре сюжета — задание для молодого Кобы, будущего вождя СССР. Понятно?

О жанре

«Чудесный грузин» — «настоящий внежанровый симбиоз из триллера, детектива, приключения и трагифарса» – так обозначили эксперты. Поверим.

Чудесный грузин. Из открытых источников
Чудесный грузин. Из открытых источников

Но это не все. Бузова еще и пела. Вы спросите, а почему под фонограмму? Ну а как? Это ж вам не Зыкина, чего голос-то напрягать. Да вы не волнуйтесь, кроме песни под фонограмму, дебютантка МХАТа могла и роль выдать под фонограмму, да и вообще в театр самой не мотаться, а присылать кого-нибудь, тоже другой профессии. А если еще будет сходство с Бузовой (анализ ДНК же брать не будут), представляете, как зрителю повезет.

Театр все стерпит...

–Да помилуйте! – это реплика знатока театрального искусства, а Лолита Милявская в "Женитьбе" на сцене театра "Модерн" у Грымова?

"Я очень давно с Юрой дружу", – цитирую Лолиту.

Эх! Ох! Бузову взяли "за энергию", Лолиту – "за дружбу".

Бедный зритель. Но если студентка Горелик (такова фамилия Лолиты) закончила хотя бы Тамбовский филиал Московского государственного института культуры по специальности «режиссура культмассовых представлений и праздников», у Бузовой с образованием не задалось. Учатся одни, а роли, славу, деньги получают другие, и се-ля-ви, как говорят французы..

А как зритель воспринимает современный МХАТ им. Горького?

На Бузову пошел...

"Ничего не поделаешь, люди редко бывают довольны тем, что они имеют, им подавай всё новое да новое, и так без конца".
(С.Моэм "Театр").

А мог бы не ходить...

В старые добрые времена у театра были свои законы, традиции, принципы, ценности, в конце концов, лицо – это для того, чтобы именоваться театром.

"А не замахнуться ли нам на Вильяма, понимаете ли, нашего Шекспира?"

Но вот представьте на минуту нашу героиню на сцене Большого театра или за роялем в Концертном зале имени П. И. Чайковского?

А ведь будет аншлаг... Но не будем о грустном.

#театр #культура #бузова #спектакль #артист

Подписывайтесь на канал "Напиши шедевр"