Данная статья относится к Категории 📜 Список задач в явном виде
«Изучать в научном смысле — значит:
а) не только добросовестно изображать или просто описывать, но и узнавать отношение изучаемого к тому, что известно или из опыта и сознания обычной жизненной обстановки, или из предшествующего изучения, то есть определять и выражать качество неизвестного при помощи известного;
б) измерять все то, что может подлежать измерению, показывать численное отношение изучаемого к известному, к категориям времени и пространства, к температуре, массе и т. п.;
в) определять место изучаемого в системе известного, пользуясь как качественными, так и количественными сведениями;
г) находить по измерениям эмпирическую (опытную, видимую) зависимость (функцию, «закон», как говорят иногда) переменных величин, на пример, состава от свойств, температуры от времени, свойств от массы (веса) и т. п.;
д) составлять гипотезы или предположения о причинной связи между изучаемым и его от ношением к известному или к категориям времени, пространства и т. п.;
е) проверять логические следствия гипотез опытом и
ж) составлять теорию изучаемого, то есть выводить изучаемое как прямое следствие известного и тех условий, среди которых оно существует.
Очевидно, что изучать что-либо возможно лишь тогда, когда нечто уже признается за исходное, несомненное, готовое в сознании. Таковым должно признать, на пример, число, время, пространство, вещество, форму, движение, масса. Из этого следует, что при изучении чего-либо всегда останется нечто допускаемое, как известное и признаваемое. Аксиомы геометрии могут служить тому примером. Так, в биологических науках необходимо признать способность организмов к размножению и дух или психику как понятия ныне по существу первичные. Так, при изучении химии понятие о элементах ныне должно признать почти без всякого дальнейшего его анализа. Наблюдая, изображая и описывая видимое и подлежащее прямому наблюдению — при помощи органов чувств, мы можем, при изучении, надеяться, что сперва явятся гипотезы, а потом и теории того, что ныне приходится положить в основу изучаемого.»
Менделеев Д.И. О веществе и способах его познания // Сборник: Границ познанию предвидеть невозможно / Сост., вступ. ст. и коммент. Ю. И. Соловьева. — М.: Сов. Россия, 1991. — 592 с. — (Публицистика классиков отечественной науки) — с. 447-448.
Пример прислал и оформил Трушинский Анатолий Игоревич.
Если публикация Вас заинтересовала – поставьте лайк или напишите об этом комментарий внизу страницы.
Дополнительные материалы
+ Плейлист VIKENT.RU из 27-ми видео:
НАУЧНЫЕ ЗАДАЧИ
Ваша свободная подписка на видеоканал VIKENT.RU 1-м кликом
+ Ваши дополнительные возможности:
Идёт приём Ваших новых вопросов по более чем 400-м направлениям творческой деятельности – на онлайн-консультацию 21 августа 2022 года в 19:59 мск (воскресенье). Это принципиально бесплатный формат.
Задать вопросы Вы свободно можете здесь: https://vikent.ru/w0/
Изображения в статье
- Дмитрий Иванович Менделеев — русский учёный, успешно работавший во многих областях науки, помимо химии. Наиболее известное его открытие – Периодический закон химических элементов / Public Domain
#vikent_ru #наука #науковедение #алгоритм #задачи #научныеисследования #научныеразработки #прогресс #ниокр #менделеев