Найти тему
Роман Апрелев

Дебютная роль Николая Фоменко

В 1983 году на экране вышла спортивно-производственная драма Дмитрия Светозарова “Скорость”. Это был его режиссерский дебют, после распада СССР Светозаров пустится во все тяжкие с сериалами. Он положит начало “Улицам разбитых фонарей” и “Агенту национальной безопасности”.

Кадр из "Скорости"
Кадр из "Скорости"

Снимали на “Ленфильме”, но явно не только в северной столице, но и на Украине: в Киеве и Харькове. Есть также информация, что какие-то сцены сделали в Волгоградской области. Вот здесь я уже бессилен что-то опознать. Просто приведу слова волгоградского киноведа Галины Жданкиной:

Кадр из "Скорости"
Кадр из "Скорости"

- Любопытно проследить, как теряют кинематографисты интерес к нашему городу. В 50-е, 60-е, 70-е годы наш город лиричен и романтичен, в фильмах много любви, света, добра, но все время ощущаешь подтекст героического прошлого. Мы город первой любви и надежды. К нам приезжают хорошие режиссеры, а какие артисты снимались в этих фильмах – весь цвет отечественного кино, легенды кинематографа. В 80-е годы интерес падает. А сейчас у нас снимают плохие сериалы, такие, как «Шахта» или «Каждому свое». Мы сейчас воспринимаемся как очень тревожное, неблагополучное место.

Кадр из "Скорости"
Кадр из "Скорости"

Задействована была и Астраханская область - легко узнать соляную поверхность Баскунчака. Там у нас все скоростные рекорды и ставят.

В фильме снялись настоящие звезды советского и российского экрана: Алексей Баталов и Дмитрий Харатьян. Дебютировал в кино Николай Фоменко, которого озвучивает кто-то другой. За музыкальное обеспечение отвечала группа “Машина времени”.

Харатьян и Фоменко. Кадр из "Скорости"
Харатьян и Фоменко. Кадр из "Скорости"

Детдомовский самородок Гриша Яковлев решил сам из себя сделать человека. Понимая, что культуры ему недостает, он даже прочитал девятитомное собрание сочинений Добролюбова. Но главный талант юноши - в техническом творчестве и управлении автомобилем. На автогонки допускают вне зачета его машину собственной конструкции. Самоучка прилюдно унижает весь советский автопром, обгоняя один автомобиль за другим. Но перед финишем у его драндулета все-таки отваливается колесо. Ура, честь “ВАЗа” спасена!

Кадр из "Скорости"
Кадр из "Скорости"

Профессор Игорь Лагутин замечает талантливого парня и приглашает в свой вуз, а заодно в студенческую команду. Характеры главных героев - основная неудача сценариста Марии Зверевой. Слишком уж они правильные. Для Баталова это вообще какой-то возврат к “Девяти дням одного года”. Конечно, все испортит женщина. Красивая эстонка Криста пробежит белокурой кошкой, растормошив чересчур благодушных мужчин.

Кадр из "Скорости"
Кадр из "Скорости"

Если Лагутин практически не меняется весь фильм, то Яковлев проходит путь от романтика до романтика. Но на этой дороге падает до циника, прельстившегося материальными благами, бессмысленным накопительством. Осознав пошлость мещанства, он сделает то, что обязан совершить первым делом любой мыслящий человек: разбивает телевизор. Покончив с этим символом жвачной глупости, он возвращается к идеалам юности.

Читайте также: Зачем слепой покорил Эльбрус?