Найти в Дзене
СВОЛО

Продолжение нападок на искусствоведа-либерала

Её сентенция:

«…в живописании индустриальных гигантов очень преуспевают[при свирепствовании соцреализма, но я боюсь, что это насмешка] бывшие «бубновые валеты», например Лентулов. Свойственная их живописи материальность оказалась очень кстати в новой ситуации» (Галина Ельшевская).

А я ж много раз доказал, что подсознательным идеалом Лентулова является пробуддизм, этакое пассивное ницшеанство. Из чего вытекает, что не мог быть «кстати» соцреализму Лентулов, если его адекватно понимать.

И в самом деле, картины соцреализма, так называемого, яркие, с насыщенными цветами, излучающие оптимизм, без искажения натуроподобия.

А что у Лентулова?

Лентулов. Керченский завод. 1930.
Лентулов. Керченский завод. 1930.
Лентулов. Строители комбината. 1931.
Лентулов. Строители комбината. 1931.
Лентулов. Крекинг нефтеперегонного завода. 1933.
Лентулов. Крекинг нефтеперегонного завода. 1933.

Какая мряка кругом… Какое отсутствие индивидуальности в лицах. На оптимизм в первой репродукции – жалкая потуга. Он же людей корёжит или делает муравейно незначительными.

Столкновение чувств, вызывающее пробуддизм (формульно) такое: устремлённое к сверхвысокому + раскованность простого низкого = устремлённость к сверхнизкому (см. тут). Где сверхвысоким подразумевается социализм, раскованностью – корёжение натуры, сверхнизким – безразличие ко всему пробуддизма.

Впечатление, что Ельшевская не подтрунивает над Лентуловым, а всерьёз обижена на него, протестанта всё же в царской России, ставшего подпевалой власти в СССР хотя бы тематически. Правда, не исключено, что она подтрунивает над властью («очень преуспевают бывшие «бубновые валеты»»), подвоха у них не замечающей. И тогда мой наскок на Ельшевскую смешон.

12 июля 2022 г.