Найти тему
Записки о самолетах

Суперджет импортозамещают, а Ту-334 окончательно остался на страницах истории

Всем зашедшим - привет! 15-летний спор между SSJ-100 и Ту-334, кажется, наконец-то подошел к концу. Для многих с самого своего появления было очевидно, что Ту-334 - это проект без будущего, но существовало и альтернативное мнение. Его сторонники считали, что Суперджет - это "самолет без будущего", "распил бюджета". "Будет счастье, если построят хотя бы 10 самолетов", потом - "чтобы окупить программу, нужно продать минимум 40 самолетов, у них этого не получится"... В итоге выпущено уже 225 самолетов, а на КНААЗе существует задел под еще 6 бортов. Ту-334 стоит в Жуковском и понемногу гниёт.. Давайте окончательно разберемся в вопросе, почему импортозамещение проводится именно программе SSJ, а не Ту-334.

Не так давно - пару лет назад - Совет Федерации выдвигал планы возрождения Ту-334. Я писал об этом событии здесь: (тыц) (рекомендую прочитать, чтобы понимать всю картину). Тогда практически все, кто следит за историей авиации и авиационной отрасли в целом, задались вопросом - зачем и почему? В качестве аргумента в пользу 334го выступала его "отечественность" - по мнению сенаторов, самолет, на 100% состоящий из отечественных компонентов, прошедший весь цикл испытаний, очевидно будет лучше "суперджета", доля иностранных комплектующих в котором колеблется около 50%. Вот только тут тонкий момент - на Ту-334 установлены двигатели Д-436 украинского производства. В качестве их замены рассматривается ПД-8, но стоит уточнить, что при замене двигателей придется заново перепроектировать как минимум хвостовую часть фюзеляжа и заново проводить все испытания.

-2

Так почему же в итоге под программу импортозамещения попал именно Суперджет? Как ни крутись, самолет оказался удачным. Выпущены более 220 единиц, производственные мощности позволяют выпускать 10 самолетов в год. Самое главное - это то, что, в принципе, через несколько лет большую часть ssj-100 можно будет переоборудовать в ssj-new, ну или в "почти new" - провести как минимум замену бортового оборудования и двигателей.

-3

На данный момент в Жуковском уже находятся 2 фюзеляжа ssj-100new - один для статических испытаний, а на базе второго уже начинается сборка первого летного образца. Двигатель ПД-8 тоже уже прошел заводской стендовый цикл испытаний, и на данный момент произведены как минимум 4 штуки - один из них готовится для установки на летающую лабораторию Ил-76, а остальные могут пойти на первый лётный образец SSJ-100new.

Забавно, что наличие в Суперджете большого количества импортных блоков и частей в том числе положительно сказывается на развитии некоторых отраслей отечественной промышленности. Под производство этого самолета разрабатываются новые станки, строятся целые цеха на заводах. И вполне логично, что новым флагманом среднемагистрального сегмента в России должен стать именно Суперджет, а никак не российско-украинский Ту-334.

-5

Спор о том, что лучше - SSJ-100 или Ту-334, длится вот уже без малого 15 лет, и, кажется, наконец-то пришел к своему логичному завершению. Спасибо за прочтение! Если статья понравилась, то вполне можно тыкнуть лайк и подписаться на канал, чтобы не пропускать новые интересные записки)) Вам - несложно, мне - приятно ツ