Найти тему
Записки с тёмной стороны

Другая «лень»

С тех пор, как я стала писать много разных текстов, включая художественные, прошло несколько лет до того, как я перестала воспринимать периоды затишья, как непродуктивные.

Прежде мне казалось естественным установить себе какую-то планочку и танцевать ежедневно примерно рядом. Конечно, была гибкость: в одни дни можно выдать в разы больше, чем в другие, а ещё можно было взять отпуск, выходной, разрешить себе поболеть в тишине. Нельзя было просто так ничего не делать. Ничего не делать, если это не официально объявленный отпуск, выходной, если не вынужденный перерыв, завязанный на форс-мажорные обстоятельства. В крайнем случае нужно, хотя бы, детям больше времени уделить, расхламлением заняться, окна помыть. Беспричинное безделье казалось потерей времени и денег: лежишь на диване, почитывая посты в соцсетях, слушая подкасты, а то и просто так лежишь, ничего не делая, а деньги сами себя не заработают, тексты сами себя не напишут.

При этом я всегда понимала, что для хороших текстов нужно не только умение складывать буквы в слова, а слова в предложения, что для них нужен ещё и опыт, нужны впечатления, нужна информация, нужна жизнь, насыщенная самыми разными событиями и связанными с ними переживаниями. Не понимала я того, что вся эта информация, весь опыт, все события, эмоции и прочее — всё должно быть переваренным.

Мозгу необходимо время, чтобы обработать и усвоить полученное, иначе получится, как в поговорке, где в одно ухо влетает, а через другое вылетает. Ну, или как с непереваренной пищей, проглоченной на бегу, которая оседает где-то внутри неприятной тяжестью, не принося никакой пользы, а только лишь дискомфорт. И если вместо того, чтобы переварить, полученное, запихивать в себя всё новые и новые порции, никакого проку не будет, а только вред. Также не будет никакой пользы, если вместо того, чтобы подождать, пока всё усвоится и накопится в нужном количестве, начать требовать от себя подвигов. Это как если ты ее ползал из-за анемии, в первый же час после приёма железа требуешь от себя, наконец-то, продуктивности, которая невозможна, пока организм этим железом не насытится.

Так и с жизнью. И с продуктивностью. И с текстами. Нужны периоды безделья. Безделья, в котором происходит усвоение всего опыта, который мы получаем ежедневно. Безделья, когда новая информация временно не поступает. Безделья, когда ждёшь вместо того, чтобы требовать от себя чего-то, используя непереваренное до конца.

Это понимание пришло не через опыт написания текстов, а в процессе личной терапии, групповой, обучения. После встречи с терапевтом, после интервизии, после группы всякий раз случался приступ безделья. Иногда сначала уровень энергии поднимался, но потом, всё равно, был день, а то и не один, абсолютного ничегонеделания. Вроде, ничего такого не делала, не особо-то и устала, даже силы, вроде бы, есть, но потребность в паузе перевешивает всё. Потому что накануне было много: много нового опыта, новой информации, новых ощущений, нового взаимодействия с людьми. Потому что нужно переварить. А ведь, с текстами точно так же: есть периоды, когда, как губка, отовсюду впитываешь информацию, есть периоды, когда выдаёшь что-то, используя то, что удалось впитать, а есть периоды бездействия, когда происходит переваривание.

Точно так же происходит и в жизни. В ней необходимо время на то, чтобы переварить всё то, что ты получаешь. И речь не только о еде. Невозможно только поглощать и отдавать. Нужны периоды покоя. Не активного и продуктивного отдыха, не усиленной заботы о себе, а именно покоя.

Если не давать себе это время на усвоение, психика однажды возьмёт сама, включив депрессию, выгорание, прокрастинацию, обрушив продуктивность до минимума, уложив поболеть.

Мне кажется, это очень актуальная тема в период отпусков и каникул, которые хочется иногда сделать насыщенными, полезными, в которые хочется побольше успеть, так и не давая себе времени на то, чтобы побездельничать.