Найти тему
Библиомания

Тайны самого красивого дома в городе: орнамент, которому пять тысяч лет

Я самовольно написала "самый красивый". Конкурса красоты для домов в нашем городе не было, но из деревянных этот особняк абсолютно точно самый роскошный.

Давайте-ка приглядимся к его деревянным рюшам повнимательнее...

Думаете, нам, индоманам, легко?

Захочешь вот культурно от Индии отдохнуть, чем-нибудь другим позаниматься; ан нет. Везде она, родимая, тебя настигнет.

Сходила тут на экскурсию "Деревянное кружево Красноярска".

Одно из самых красивых зданий в нашем городе — Литературный музей имени В.П. Астафьева.

Особняк выстроен в конце девятнадцатого века в стиле модерн с вкраплениями готики.

Экскурсовод интересно рассказывала о владельцах дома, о том, сколько он стоил, о том, что его отдавали Астафьеву в качестве резиденции для приема именитых гостей, а он скромно отказался.

И вот какой-то мужчина из нашей стихийно собранно группы спросил, а что означает весь этот орнамент.

Экскурсовод, как мне показалось, немного удивилась и сказала "Да ничего он не означает".

После этого автор сего блога улыбнулся легкой аттической улыбкой и задумал написать эту статью.

По крайней мере, один из орнаментальных мотивов я могу попробовать объяснить.

Начнем с того, что узоры не могут "ничего не означать". Резьба на доме, вышивка на одежде — все содержит глубочайший смысл.

Орнамент — это прообраз письменности. У него непременно было какое-то послание, ключи от которого, увы, потеряны либо труднодоступны.

О том, что здание — это, по сути, книга, великолепно написал Виктор Гюго в "Соборе Парижской Богоматери".

Зодчество началось с того же, с чего начинается каждая письменность, — с азбуки. В известном месте ставили стоймя камень, и он изображал собою какую-нибудь букву. Каждая такая буква была иероглифом, а на каждом иероглифе покоилась целая группа мыслей, как покоится на колонне капитель. Так делали первобытные племена человеческого рода по всему лицу земли, Стоячий камень кельтов можно найти и в азиатской Сибири, и в американских пампасах.
Позднее возникли слова. Начали накладывать один камень на другой и соединять каменные слога в слова, делая известные комбинации. Дольмены и кромлехи кельтов, этрусский турмул, еврейский галгал — все это каменные слова. Некоторые из этих слов, в особенности этрусские турмулы, представляют собою имена собственные. Подчас в известный период писались даже целые фразы в тех местах, где было много материала и пространства. Так, например, громадные каменные нагромождения в Карнаке изображают целые формулы.

Вернемся к нашему музею. Посмотрите на трилистник, один из лейтмотивов орнамента:

-2
Над окнами и в верхней части двери - всюду трилистники
Над окнами и в верхней части двери - всюду трилистники

Понятно, что архитектор вдохновлялся готикой.

Только трилистник гораздо, гораздо древнее средневековья.

Вот фотографии царя-жреца из Хараппы:

-4

-5

Можете себе представить, какую пропасть лет человечество уже использует этот рисунок.

Что он означает, наверняка мы узнать не сможем никогда. Однако самый простой вариант — скорее всего, речь идет о троичности божества. Трилистник может символизировать Брахму, Вишну и Шиву или их древние прототипы...

,