Яковлев Александр Сергеевич (1906—1989 гг.) — авиаконструктор, широко известный во всем мире. Самолеты Як сражались всю Великую Отечественную войну, состояли на вооружении ВВС СССР и после ее окончания. В послевоенный период было создано несколько удачных типов самолетов, в том числе и для гражданского воздушного флота. А. С. Яковлев родился в Москве в семье служащих. Среднее образование получил в гимназии. Там же он начал строить авиамодели. Впоследствии Яковлев писал: «...мне, конструктору и человеку, начинавшему изучение авиационного дела с авиамоделизма, хорошо понятно значение авиамоделизма в массовой подготовке людей авиации». Авиамоделизмом увлеклись многие авиаторы, в том числе известные: А. И. Микоян, М. М. Громов, А. И. Покрышкин, А. И. Молодчий и др. Вместе со своими товарищами Яковлев построил и планер, который поднимался в воздух. В декабре 1922 года был организован первый планерный кружок «Парящий полет», одним из организаторов которого являлся Яковлев. В 1923 году в Коктебеле Яковлев познакомился с выдающимся летчиком и авиаконструктором К. К. Арцеуловым.
Много различных премий, званий ит наград получил за свою трудовую деятельность А. С. Яковлев, но первую (200 рублей и Почетную грамоту в Крыму) забыть было невозможно. После окончания учебы в гимназии в 1923 году Яковлев работал мотористом в авиационном отряде Военно-воздушной академии. Его судьба, таким образом, была решена. Всю свою жизнь Яковлев посвятил авиации, где добился выдающихся результатов. Этому способствовали, помимо прочего, и деловые отношения с известными личностями — В. С. Пышновым, впоследствии генерал-лейтенантом инженерно-технической службы, известным специалистом в области аэродинамики С. В. Ильюшиным и др. В 1927 году, работая в мастерских, Яковлев вместе со своими товарищами построил спортивный самолет АИР-1 (Як-1), который после пробного облета (12 мая) совершил 19 июля беспосадочный перелет по маршруту Севастополь—Москва. Было установлено два рекорда: дальности — 1420 км и продолжительности полета — 15 часов 30 минут. В полете по маршруту Москва—Харьков—Севастополь—Москва на борту двухместного самолета в качестве пассажира летел Яковлев, а самолет вел известный летчик-испытатель Ю. И. Пионтковский. В этом же году молодой создатель самолета был зачислен слушателем Военно-воздушной академии. Яковлев совмещал учебу в академии и конструирование самолетов: в 1928 году появился самолет АИР-2 на поплавках. В 1929-м на средства, собранные газетой «Комсомольская правда», был построен самолет, который носил название этой газеты. Летчик А. Филин, слушатель академии, совершил перелет из Минеральных Вод в Москву. Самолет показал хорошие летные качества: скорость полета — 166,8 км/ч; дальность полета — 1700 км. В годы обучения Яковлев создал и другие самолеты — АИР-3, АИР-4, АИР-5.
В 1929 году на самолете АИР-4 летчик Ю. И. Пионтковский совершил полет по маршруту Москва— Киев—Одесса—Севастополь—Москва. В самом конце 1931 года был построен самолет АИР-5 (мощность мотора — 200 л. с., полетная масса — 1390 кг, полезная нагрузка — 340 кг, дальность полета — 1000 км, скорость — 193 км/ч, потолок — 4500 м). Самолет АИР-6 (Я-6) выпустили небольшой серией, около 1000 машин, он стал первым серийным самолетом конструктора.
Яковлев продолжал работать над созданием самолета АИР-7 (конец 1932 г.), показавшего высокую скорость полета, но тяжелая авария, связанная с поломкой элерона, явилась причиной прекращения дальнейших испытаний. Свою инженерную деятельность Яковлев начал на заводе им. Менжинского. В то время в Центральном конструкторском бюро создавали свои самолеты — истребители, разведчики, штурмовики — Д. П. Григорович, Н. Н. Поликарпов. В ЦАГИ трудился А. Н. Туполев над созданием бомбардировщиков, транспортных и пассажирских самолетов. Яковлев продолжал создавать свои спортивные и легкие самолеты. Его работа в 1934 году была оценена на самом высоком уровне. 25 января Комиссией ЦИК Союза ССР был утвержден знак «За активную оборонную работу». Первыми награжденными были К. Е. Ворошилов, С. М. Буденный, академики С. И. Вавилов и Н. Д. Зелинский, а также А. С. Яковлев. В 1935 году Яковлев создал учебно-тренировочные самолеты УТ-1 и УТ-2. На этих самолетах входили в строй ВВС СССР наши летные кадры. В 1936 году был совершен перелет на самолете УТ-2 по маршруту Москва—Иркутск—Москва протяженностью 9000 км. Одноместный УТ-1 и двухместный УТ-2 строились серийно. Всего было выпущено: УТ-2 — 7243 машины, УТ-1 — 1241.
В 1939 году был выпущен двухмоторный, двухместный самолет-бомбардировщик Як-4 (ББ-2) с мотором М-105 (2 х 1100 л. с.). Этот самолет мог нести бомбовую нагрузку 400 кг при полетной массе 5800 кт. В качестве оборонительного вооружения он имел пулемет калибра 7,62 мм, мог развивать скорость 574 км/ч, имел дальность полета 960 км. Всего было выпущено 600 машин.
Особо значимая веха в творческой биографии Яковлева — участие его истребителей в Великой Отечественной войне. Две трети всех советских истребителей военной поры носили обозначение Як. Як-1, Як-7, Як-9, Як-3 были выпущены в количестве 36 000 экземпляров. Самым скоростным советским истребителем военной поры был Як-3 (1944 г., двигатель ВК-108); он имел скорость полета 740 км/ч.
После войны работа конструкторского бюро шла в направлениях со-здания реактивных истребителей, самолетов легкомоторной авиации и транспортных воздушных судов. Первый реактивный советский истребитель был Як-15 (трофейный двигатель Jumo-004). В серии выпускались также истребители Як-17, Як-23. Строился перехватчик, всепогодный двухместный самолет Як-25 (Саратовский авиационный завод). Он имел шасси велосипедного типа. Широко известны легкие самолеты Як-18 не скольких модификаций. На трассах отечественных воздушных линий летали и летают Як-40, Як-42. Известны также Як-50, Як-52, Як-53, Як-55. В 1952 году был запущен в серию вертолет Як-24, его полезная нагрузка составляла 4 т. Всего было выпущено 66 000 самолетов с маркой «Як». Самолеты Як установили 50 мировых и 70 всесоюзных рекордов.
А. С. Яковлев работал заместителем народного комиссара авиационной промышленности, где, несомненно, сделал много полезного в трудные довоенные, военные и послевоенные годы для развития и укрепления отечественной авиации. Его заслуги были высоко оценены: он дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, лауреат семи Сталинских премий, кавалер восьми орденов Ленина и др. Он имел воинское звание генерал-полковник инженерно-технической службы.