Найти в Дзене

Об этих документах по охране труда вы точно забыли

Оглавление

... а может, даже и не знали. Ведь многие считают, что с охраной труда у них "всё в порядке". А на полке — только один журнал. И этого, мягко говоря, недостаточно. Для соблюдения требования трудового законодательства нужен комплект приказов, утверждённых перечней, карточек и журналов. Сегодня я хочу поговорить о документах по охране труда, о которых постоянно забывают работодатели. Скорее всего, запамятовали и вы. Проверьте себя?

А вы знали, что даже для самой "безопасной", офисной организации требуется около 30 документов по охране труда?

Да, ситуации бывают разные. Бывает так, что заработались, замотались,... словом, нет сил (средств, времени — нужное подчеркнуть) на то, чтобы заниматься охраной труда. Есть упрямцы, которые не хотят воспринимать требования Трудового кодекса всерьёз. А есть излишне самоуверенные работодатели, кому, к сожалению, не хватает знаний в этой области.

Условно все эти ситуации можно разделить на три группы:

  • "Нам такое не надо, у нас тут не завод!"
  • "А разве это нужно делать?..."
  • "Сделали, как отмахнулись"

Нам такое не надо, здесь не завод!

"Аргумент", который никогда не устареет. По мнению таких работодателей, если в офисе не стоит токарный станок [а такое встречается ну очень редко почти никогда], значит охрана труда не нужна и вовсе.

Здесь, пожалуй, стоит просто показать 214 статью Трудового кодекса РФ и пройтись по пунктам. Да, вести журнал инструктажа по охране труда на рабочем месте не обязательно. Да, средства индивидуальной защиты (СИЗ) можно не выдавать и не учитывать. Медицинские осмотры не проводить (в ряде случаев). Но все остальные обязанности работодателя никто не отменял.

-2

Документы по специальной оценке условий труда, оценке профессиональных рисков. "Корочки" специального обучения и протоколы к ним. Журналы (вводный инструктаж по охране труда, по пожарной и электробезопасности). И это далеко не полный перечень.

Такая ситуация не требует разъяснений о том, какие документы забыл разработать работодатель. Скорее он забыл о существовании Трудового кодекса.

Разве такое нужно делать?

Такое я часто слышу от руководителей, которые совсем не против быть законопослушными. Но ввиду ряда причин делать это не получается. Не хватает рук, знаний или компетенций. Безусловно, какие-то наработки документов по охране труда есть. Но по причине того, что этим никто не занимается, от раза к разу я наблюдаю одни и те же упущения.

  • Журналы — очень часто их не хватает. в организации ограничиваются двумя-тремя (вводный, на рабочем месте). В то время как нужны ещё по пожарной, электробезопасности, регистрации несчастных случаев, учёта инструкций по охране труда. И далее — в зависимости от направлений деятельности организаций.
-3
  • Документы по итогам мероприятий. Хвала бухгалтерам, которые убедили своих руководителей в том, что специальная оценка условий труда обязательна для каждой организации! Но на этом, кажется, дело остановилось. Очень много работодателей сегодня не знают, что нужно проводить оценку профессиональных рисков, проводить медицинские осмотры и отправлять на психиатрические освидетельствования.
  • Инструкции по охране труда. Нет, они есть. Но чаще всего — только по профессиям [должностям]. А ведь ещё нужны инструкции инструктажей (понимаю, тавтология, но что поделать) и самое главное — по видам работ. Их-то чаще всего и не хватает.

Безусловно, таких упущений много. Я привёл лишь самые популярные из них.

Не забыли! Но сделали, как отмахнулись

Чаще всего такую ситуацию я встречаю у работодателей, кто гордо заявляет: "У нас с охраной труда всё в порядке". Снимаю шляпу перед такой уверенностью. И ведь действительно, все (ну ладно, их подавляющее большинство) документы на месте. Но если углубиться в их чтение, всё оказывается не так уж и радужно.

  • Разработали систему управления охраной труда (СУОТ). На самом деле — только 1 документ из 15-20. Очень часто мне показывают Положение о системе управления охраной труда. Да, оно прилежно выполнено по 776-ому приказу Минтруда. Здорово. Только на вопрос "хорошо, а где остальные процедуры?" работодатель недоумённо разводит руками. Тогда как СУОТ должна быть разработана полностью (или в укороченном варианте для микропредприятий).
  • Обучили руководителя по охране труда. А надо было всех работников. Работодатель с не меньшей гордостью демонстрирует мне корочку, свидетельствующую о том, что он прошёл обучение и проверку знаний по охране труда. "Отлично, — говорю я, а остальных работников по охране труда обучили?" Наиболее частый ответ: "Проинструктировали". Но этого недостаточно. Инструктаж ≠ обучение. И обучить охране труда нужно всех поголовно. Запомните.
-4
  • Выдали спецодежду, даже перчатки и обувь. А про личные карточки учёта речи и не идёт. Да, здорово, когда, проходя по цеху, видишь рабочих в фирменной робе. Ещё лучше, когда они правильно (и по назначению!) используют положенные СИЗ. Но вместе с этим в организации должен быть приказ об утверждении перечня выдаваемых СИЗ, личные карточки их учёта.
К слову, стирать, чинить и дезинфицировать СИЗ должна организация, но никак не сами работники. Об этом руководители тоже частенько забывают.

Нашли себя в этом списке? Мой вам совет: пересмотрите документацию по охране труда в вашей организации. Учитывайте последние требования трудового законодательства. Не хватает времени или знаний? Наймите стороннего специалиста, который определит, какие именно документы по охране труда нужны для вашей компании.

Относитесь к охране труда с ответственностью. Берегите себя!

Я делюсь своими мыслями и наработками по охране труда со всеми, кто имеет отношение к этой области, и рад быть полезным своим читателям. Не забудьте оценить эту статью и подписаться на канал. Спасибо!

Вас точно заинтересуют эти статьи:

От этих обязанностей ни одному работнику не отвертеться!

Платить за охрану труда? Не буду!

Прокачал навык оценки профессиональных рисков. Делюсь опытом