Дачники, а вы знали, что теперь получить информацию из ЕГРН можно только с разрешения собственника? Как вы к этому относитесь? Эксперты мира недвижимости реагируют двояко, но многие сходятся во мнении, что проверка юридической чистоты сделок на вторичном рынке заметно осложнится.
Изменения начнут действовать с 1 марта 2023 года. Именно с этой даты Росреестр перестанет публиковать сведения по запросу третьих лиц. Теперь их можно будет получить только с согласия собственников – ФИО и дату рождения смогут увидеть сам собственник, супруг или супруга собственника, сотрудники госорганов и нотариусы.
Для раскрытия персональных данных нужно подавать в Росреестр специальные заявления. Сделать это можно будет через личный визит в МФЦ, через почту, через портал Госуслуг и личный кабинет на сайте Росреестра. Причем речь идет обо всех участниках рынка – не только о простых гражданах, но и об организациях, а также о специалистах рынка недвижимости.
Упростить коммунальное обслуживание участка в СНТ и другие процедуры поможет сервис inom.online.
Но как проверить недвижимость перед сделкой? Самостоятельно – никак. Теоретически, сделать это можно будет по запросу нотариуса, но вряд ли нотариальная контора станет заказывать выписку без гарантий того, что сделка пройдет именно через нее.
Эксперты также отмечают одно интересное противоречие. Большинство сделок заключается через простой письменный договор. Но как сделать это безопасно в условиях невозможности получить информацию из ЕГРН? Никак, теперь закон ограничивает права граждан. Но все решения судов свидетельствуют о том, что добросовестный покупатель просто обязан заказать выписку перед совершением сделки. То есть участники процесса находятся в неравноправных условиях. Закон не учел того, что покупатели недвижимости через ипотеку, путем аккредитива или другие формы банковских расчетов становятся в очень уязвимое положение.
Таким образом оборот недвижимости в стране будет значительно ограничен с точки зрения законодательства. В таком случае, возможно, много более эффективнее был бы другой механизм, когда собственник просто запрещает любые действия с недвижимостью без своего участия.