Найти в Дзене

Самородок из глубинки

Сегодня исполняется 120 лет со дня рождения директора авиационного завода №22, одного из организаторов советской авиационной промышленности Сергея Петровича Горбунова.

В шесть лет отец привел Сережу в сельскую школу. Появление столь маленького ученика в классе все восприняли как чудачество. Однако Сережа не собирался ходить в школу «просто так». Очень скоро выяснилось, что он прекрасно усваивает грамоту, азы арифметики, легко запоминает географические названия и другие сведения. В семь лет Сергей Горбунов стал учеником второго класса. А еще через три года, видя, что сын по всем предметам неизменно успевает «на пять», отец решился отправить его в город в Зарайское реальное училище. Обучение было платное, даже по купеческим меркам сумма выходила приличная. Для крестьянских детей на вступительных экзаменах промежуточных оценок не существовало: ответишь на все вопросы на отлично – принят. Вот так попал старший сын Горбуновых на учебу в Зарайск, единственная белая ворона среди сверстников из богатых семей. За год учебы деревенский паренек «на отлично» успевал по всем предметам, что давало ему основание учиться бесплатно и в следующем году.

Сергей Горбунов в г. Зарайске, 1919 г.
Сергей Горбунов в г. Зарайске, 1919 г.

В марте 1919 года 17-тилетний Сергей Горбунов вступает в ряды РКП (б). Через некоторое время избирается секретарем уездного комитета РКП (б). В августе 1922 года по путевке Реввоенсовета его откомандировали в Военно-Воздушную академию им. Н.Е. Жуковского. В 1924 году Сергей Горбунов впервые попадает на авиазавод. К тому времени он окончил два курса академии, специализировался на организации производства.

В июне 1927 года по окончании академии Горбунов был направлен на авиазавод №22, где он начинает свой трудовой путь авиастроителя с азов инженера. В 1928 году назначается начальником производства. Завод, продолжавший серийно выпускать АНТ-3, должен был параллельно освоить производство истребителя И-4 (АНТ-5). В этих условиях при полной поддержке директора Федора Малахова и под руководством Горбунова в цехах широко развернулась замена ручных дрелей на пневматические и ручной клепки на пневматическую, был внедрен метод холодной штамповки.

В 1929 году Горбунов работает в должности главного инженера, в начале 1930 года – уже технический директор. Завод во многом был образцом для других предприятий авиапромышленности. Ежегодно здесь становились на стапеля один-два новых типа самолета при продолжении выпуска уже серийно освоенных. Специалисты знают, это сама по себе чрезвычайно сложная задача. Благодаря налаженной Горбуновым системе производства, обладавшей прямо-таки фантастической гибкостью, предприятие было в состоянии в кратчайшие сроки перестроиться с выпуска одного типа машины на другой. Завод уверенно наращивал выпуск бомбардировщика ТБ-1 и созданного на его базе гражданского самолета АНТ-9.

В мае 1930 года, когда отмечалось трехлетие завода, были даны итоги: за это время завод добился невероятных результатов: объем производства вырос в восемь раз, численность коллектива увеличилась в пять раз, а зарплата рабочих выросла на 40 процентов.

С.П. Горбунов, директор завода №22, 1931 г.
С.П. Горбунов, директор завода №22, 1931 г.

В августе 1931 года Сергей Горбунов становится директором завода №22. С помощью десятков наиболее подкованных инженеров, взявших на себя труд преподавателей, начала осуществляться давняя и дерзкая мечта Сергея Петровича – добиться поголовной технической грамотности всего коллектива. В 1932 году в различных звеньях заводского учебного комбината занималось уже более 2000 человек.

Во время производственного собрания в одном из цехов, проходившего при участии директора, внезапно попросил слова молоденький токарь и принялся критиковать внедренный по распоряжению Горбунова новый технологический процесс изготовления детали. Парень очень аргументировано доказывал, что предложенную технологию можно упростить, ликвидировать три операции и удешевить процесс. Когда он закончил, Сергей Петрович оторвался от бумаги, на которой торопливо делал какие-то выкладки по ходу выступления токаря, вышел и крепко пожал ему руку:

- Молодец, друг, молодец! И за науку тебе особое спасибо…

Слух об этом эпизоде мгновенно облетел весь завод и вызвал целую волну инициатив молодежи.

Секретарь парткома В.А. Аралов, директор завода С.П. Горбунов, начальник цеха З.М.  Титов, 1931 г.
Секретарь парткома В.А. Аралов, директор завода С.П. Горбунов, начальник цеха З.М. Титов, 1931 г.

Июль 1933 года Указом Президиума ЦИК СССР устанавливался ежегодный праздник – День авиации. Первый должен быть состояться 18 августа 1933 года. Сам этот факт свидетельствовал перед всем миром, что Советская Россия в кратчайшие сроки создала свою авиационную промышленность, свой мощный воздушный флот.

Награждение коллектива орденом Ленина и широкое празднование первого Дня авиации вызвали на заводе большой трудовой подъем. Сергей Петрович Горбунов вносит предложение о проведении конкурса на лучшую организацию рабочего места. Этот приказ был одним из последних, подписанных Сергеем Петровичем.

5 сентября 1933 года заместитель Наркома авиационной промышленности П.И. Баранов назначил вылет «группы товарищей» в Севастополь, где на заводе № 45 строили гидросамолеты.

В эту поездку пригласили и директора завода №22 С.П. Горбунова. Погода в тот день была явно не летной, но самолет АНТ-7, переоборудованный в пассажирский вариант, все же взлетел с аэродрома.

Двадцать минут спустя недалеко от Подольска прижатый низкой облачностью к земле самолет разбился.

Трагическая весть потрясла заводчан. Коллектив авиационного завода №22 обратился в Совнарком с просьбой увековечить память погибшего директора.

25 ноября 1933 года завод получил имя Сергея Петровича Горбунова. В 1941 году завод был эвакуирован в Казань, а в наши дни предприятие называется Казанский авиационный завод им. С.П. Горбунова - филиал ПАО «Туполев».