Сегодня исполняется 120 лет со дня рождения директора авиационного завода №22, одного из организаторов советской авиационной промышленности Сергея Петровича Горбунова.
В шесть лет отец привел Сережу в сельскую школу. Появление столь маленького ученика в классе все восприняли как чудачество. Однако Сережа не собирался ходить в школу «просто так». Очень скоро выяснилось, что он прекрасно усваивает грамоту, азы арифметики, легко запоминает географические названия и другие сведения. В семь лет Сергей Горбунов стал учеником второго класса. А еще через три года, видя, что сын по всем предметам неизменно успевает «на пять», отец решился отправить его в город в Зарайское реальное училище. Обучение было платное, даже по купеческим меркам сумма выходила приличная. Для крестьянских детей на вступительных экзаменах промежуточных оценок не существовало: ответишь на все вопросы на отлично – принят. Вот так попал старший сын Горбуновых на учебу в Зарайск, единственная белая ворона среди сверстников из богатых семей. За год учебы деревенский паренек «на отлично» успевал по всем предметам, что давало ему основание учиться бесплатно и в следующем году.
В марте 1919 года 17-тилетний Сергей Горбунов вступает в ряды РКП (б). Через некоторое время избирается секретарем уездного комитета РКП (б). В августе 1922 года по путевке Реввоенсовета его откомандировали в Военно-Воздушную академию им. Н.Е. Жуковского. В 1924 году Сергей Горбунов впервые попадает на авиазавод. К тому времени он окончил два курса академии, специализировался на организации производства.
В июне 1927 года по окончании академии Горбунов был направлен на авиазавод №22, где он начинает свой трудовой путь авиастроителя с азов инженера. В 1928 году назначается начальником производства. Завод, продолжавший серийно выпускать АНТ-3, должен был параллельно освоить производство истребителя И-4 (АНТ-5). В этих условиях при полной поддержке директора Федора Малахова и под руководством Горбунова в цехах широко развернулась замена ручных дрелей на пневматические и ручной клепки на пневматическую, был внедрен метод холодной штамповки.
В 1929 году Горбунов работает в должности главного инженера, в начале 1930 года – уже технический директор. Завод во многом был образцом для других предприятий авиапромышленности. Ежегодно здесь становились на стапеля один-два новых типа самолета при продолжении выпуска уже серийно освоенных. Специалисты знают, это сама по себе чрезвычайно сложная задача. Благодаря налаженной Горбуновым системе производства, обладавшей прямо-таки фантастической гибкостью, предприятие было в состоянии в кратчайшие сроки перестроиться с выпуска одного типа машины на другой. Завод уверенно наращивал выпуск бомбардировщика ТБ-1 и созданного на его базе гражданского самолета АНТ-9.
В мае 1930 года, когда отмечалось трехлетие завода, были даны итоги: за это время завод добился невероятных результатов: объем производства вырос в восемь раз, численность коллектива увеличилась в пять раз, а зарплата рабочих выросла на 40 процентов.
В августе 1931 года Сергей Горбунов становится директором завода №22. С помощью десятков наиболее подкованных инженеров, взявших на себя труд преподавателей, начала осуществляться давняя и дерзкая мечта Сергея Петровича – добиться поголовной технической грамотности всего коллектива. В 1932 году в различных звеньях заводского учебного комбината занималось уже более 2000 человек.
Во время производственного собрания в одном из цехов, проходившего при участии директора, внезапно попросил слова молоденький токарь и принялся критиковать внедренный по распоряжению Горбунова новый технологический процесс изготовления детали. Парень очень аргументировано доказывал, что предложенную технологию можно упростить, ликвидировать три операции и удешевить процесс. Когда он закончил, Сергей Петрович оторвался от бумаги, на которой торопливо делал какие-то выкладки по ходу выступления токаря, вышел и крепко пожал ему руку:
- Молодец, друг, молодец! И за науку тебе особое спасибо…
Слух об этом эпизоде мгновенно облетел весь завод и вызвал целую волну инициатив молодежи.
Июль 1933 года Указом Президиума ЦИК СССР устанавливался ежегодный праздник – День авиации. Первый должен быть состояться 18 августа 1933 года. Сам этот факт свидетельствовал перед всем миром, что Советская Россия в кратчайшие сроки создала свою авиационную промышленность, свой мощный воздушный флот.
Награждение коллектива орденом Ленина и широкое празднование первого Дня авиации вызвали на заводе большой трудовой подъем. Сергей Петрович Горбунов вносит предложение о проведении конкурса на лучшую организацию рабочего места. Этот приказ был одним из последних, подписанных Сергеем Петровичем.
5 сентября 1933 года заместитель Наркома авиационной промышленности П.И. Баранов назначил вылет «группы товарищей» в Севастополь, где на заводе № 45 строили гидросамолеты.
В эту поездку пригласили и директора завода №22 С.П. Горбунова. Погода в тот день была явно не летной, но самолет АНТ-7, переоборудованный в пассажирский вариант, все же взлетел с аэродрома.
Двадцать минут спустя недалеко от Подольска прижатый низкой облачностью к земле самолет разбился.
Трагическая весть потрясла заводчан. Коллектив авиационного завода №22 обратился в Совнарком с просьбой увековечить память погибшего директора.
25 ноября 1933 года завод получил имя Сергея Петровича Горбунова. В 1941 году завод был эвакуирован в Казань, а в наши дни предприятие называется Казанский авиационный завод им. С.П. Горбунова - филиал ПАО «Туполев».